Нелюбовь по наследству: в драмтеатре состоялась премьера спектакля «Лошадка» (IRK.ru)
Разработка сайта:ALS-studio
«Вальс женской судьбы» – так охарактеризовал спектакль сам режиссер-постановщик «Лошадки» Александр Баркар. На одном дыхании, без антракта, на протяжении полутора часов главная героиня рассказывает истории женщин своей семьи. Кажется, что нелюбовь передается им по наследству, но ни одна из них не в силах провести работу над ошибками. Какое послевкусие остается после нового спектакля Иркутского драматического академического театра имени Н.П. Охлопкова? Журналист IRK.ru делится впечатлениями.
Премьера «Лошадки» состоялась на Другой сцене. Чтобы попасть в репертуар нашего драмтеатра, пьеса Юлии Тупикиной и Ольги Богословской прошла серьезный путь. Приглашенный режиссёр Александр Баркар представил иркутянам эскиз «Лошадки» в сентябре прошлого года на Творческой лаборатории «ВАМПИЛОВ.FEST». Пронзительная женская исповедь не могла оставить равнодушными ни зрителей, ни экспертов. По итогам лаборатории именно «Лошадку» выбрали для постановки на иркутской сцене.
– Все мои спектакли про женщин, про мужчин ставить неинтересно – они скучные… – признался режиссер Александр Баркар. – Просто я люблю женщин, мне интересно за ними наблюдать, исследовать их. То, что на данном этапе я успел про них понять, а это всего лишь два процента от ста, постарался вложить в этот спектакль. И если женщины меня поддержат, я буду счастлив, ведь послужил чему-то прекрасному!
Главная героиня «Лошадки» Марианна служит в костюмерном цехе театра. К ней на экскурсию пришли зрители. Рассказывая о тонкостях работы, Марианна погружается в воспоминания о своей семье. Бабушка, мама, она сама, а теперь и дочь… Повторяющийся родовой сценарий губит не одно поколение женщин этой семьи. Все они теряют любовь, а когда судьба дает шанс на исправление ошибок – не решаются пойти против долга и общественного мнения.
Спектакль незамысловатый, житейский, прямолинейный: от него так и веет кухонными разборками за стенкой у соседей. Здесь нет тонкого психологизма: все открыто и понятно, реплики бросаются зрителю прямо в лоб. Измены, потери, обстоятельства непреодолимой силы, пагубные пристрастия, издевательства над детьми: все прозаично и от этого еще более тоскливо. Это не возвышенная трагедия Ромео и Джульетты, Мастера и Маргариты, Печорина и всех его женщин. Тут обстоятельства иные, бытовые. Сколько вокруг нас таких семей, держащихся на чувстве долга перед обществом, на вечном «А что скажут люди?».
– Очень часто люди выбирают не тех, кого хотят, а тех, кого должны. К сожалению, это одна из родовых травм нашего общества, – отмечает Александр Баркар.
Главную роль исполнила Виктория Инадворская. Режиссер признается, что в этой роли он сразу увидел именно эту актрису: «Я смотрел фотогалерею иркутского драмтеатра, а там Виктория Ивановна такая гордая, в жемчугах. И я сказал: „Это Марианна“!».
— Это прекрасная пьеса и я благодарна Александру Николаевичу за то, что он дал мне возможность сыграть эту роль, – отметила Виктория Инадворская. – Уверена, что зрители будут сопереживать героине и, может быть, сделают какие-то выводы для себя, придут домой и захотят что-то исправить в своей жизни.
«Лошадка» еще раз показывает нам, как нелюбовь убивает личность, разрушает и опустошает, заставляет врать и убегать. Нелюбовь взращивает нервных детей, она передается им по наследству. Ведь невозможно воспитать счастливого человека, если ты сам – несчастен. Но провести работу над ошибками и переписать родовой сценарий — можно. Если вовремя вспомнить, что ты не лошадка, а зайчик.