Будь в курсе
событий театра

Найти своего князя Мышкина

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Актер драмтеатра Сергей Дубянский об интерпретации Достоевского и о любви к каждой роли.
 

В три годика он выбежал из зрительного зала на сце­ну музтеатра во время спек­такля «Бременские музы­канты». Маленького Сережу тогда ничуть не смутили ни пристальное внимание публики, ни изумленный взгляд самих актеров. Так состоялся «дебют» будуще­го артиста Сергея Дубянского. Через 20 лет он сыграл главную роль в нашумев­шей постановке иркутского драмтеатра «Идиот» по До­стоевскому.
 

С детства Сергея часто водила в те­атр мама. Мальчик внимательно сле­дил за происходящим на сцене, таин­ство перевоплощения завораживало его.
 

У нас в семье артистов не было, среди родных есть медики, отец — во­енный, — рассказывает Сергей Дубян­ский. — Он хотел, чтобы я тоже стал военным, но мне удалось убедить его, что это не мое. Из новостей я узнал, что наш драмтеатр набирает абитуриентов для обучения в столичном театраль­ном училище имени Бориса Щукина по совместному проекту. Родители поддержали меня, и я решил по­пробовать. Самым сложным был второй тур экзамена. Оказалось, что ни петь, ни танцевать я не умею.

А там были как раз такие требова­ния — пришлось как-то выкручивать­ся. В общем, ушел я в полной уверен­ности, что провалил экзамен.
 

К счастью, интуиция Сергея под­вела. Его успешно зачислили на курс в театральное училище имени Бориса Щукина, по окончании которого моло­дой человек был принят в труппу Ир­кутского драматического.
 

Первый профессиональный выход Сергея на сцену состоялся в спектакле «Завтра была война» — в маленькой роли десятиклассника Сереги. Со временем его «повысили»: теперь Дубян­ский играет Жору Ландыса, веселого старшеклассника, который к концу пьесы под ударами судьбы стреми­тельно взрослеет и превращается в ре­шительного человека.
 

Конечно, первый раз было страш­но выходить на сцену. И в то же время меня переполнял восторг, — делится впечатлениями актер. — Еще совсем недавно ты смотрел этот спектакль из зрительного зала, и вдруг оказываешь­ся внутри постановки, становишься ее частью. Иными словами, ты попада­ешь в мечту!
 

Открытость Сергея, его увлеченность профессией и многообещающая рабо­тоспособность не могли ускользнуть от прозорливого взгляда художествен­ного руководителя драмтеатра Генна­дия Шапошникова. И молодой артист получил карт-бланш: ему предложили главную роль в спектакле «Идиот» по одноименному произведению Федора Михайловича Достоевского.
 

В новой версии легендарного спектакля «Поминальная молитва» Сергей Дубянский сыграл портного Мотла (вверху), а в «Идиоте» — главную роль — князя Мышкина.
 

Сыграть князя Мышкина Досто­евского — все равно что сыграть Гам­лета Шекспира. Было очень страшно, очень волнительно. Позади тебя на­стоящие легенды театра и кино, кото­рые создали непревзойденные образы князя. Играть роли такого плана — большая ответственность! Сложно было учить текст, сложно доходить до сути, которую хотел выразить классик. Достоевский не просто автор, он ге­ний. А с гениями просто не бывает, — подмечает Сергей Дубянский.
 

Шаг за шагом актер вместе с другими своими коллегами погружался в многослойный мир великого классика.
 

Под чутким руководством режиссе­ра раскрывался целый пласт смыслов каждой отдельной реплики персона­жа. Сергей хотел найти «своего» князя Мышкина.
 

Многие думают, что в Мышкине больше божественного начала, чем в других, — говорит Сергей Дубянский. — В постановке Геннадия Викторовича акцент делается совсем на иное — на личность. За каждым персонажем нас просили видеть челове­ка, со своими чувствами, эмоциями, страхами и желаниями. Наш Мышкин прежде всего абсолютно искренен: он искренне желает помочь окружающим его людям, даже в ущерб себе. В этом, на мой взгляд, суть образа, которую я стараюсь донести до зрителя.
 

Практически сразу после премье­ры «Идиота» Сергей Дубянский при­ступил к репетициям в постановке «Брат Иван» по мотивам последнего романа Достоевского «Братья Карама­зовы». Спектакль поставлен начинаю­щим режиссером, актером Иркутского драмтеатра Дмитрием Акимовым, и задуман как трилогия, посвященная судьбам братьев. Сергея пригласили на роль брата Алексея.
 

Мне сразу сказали: здесь игра­ем Карамазова, Мышкина «выклю­чаем», — рассказывает Сергей Дубянский. — Дело в том, что это только на первый взгляд два персонажа очень схо­жи между собой. В действительности все совсем не так! Да, Алексей Карамазов верует в Бога, живет в послушании, добр к людям, но в душе его живет сомнение, а глубоко-глубоко таится карамазовская натура. Чтобы это вскрылось, достаточ­но было Грушеньке присесть к нему на колени... В этой роли лейтмотив веры не главный. Я играю человека, который пытается помочь и спасти родного брата Ивана, запутавшегося в паутине вседоз­воленности (кстати, эту роль мастерски исполнил артист Василий Конев). Алек­сей в постановке выступает скорее как настоящий, любящий брат, переживаю­щий за судьбу родного человека, неже­ли как священник.
 

Сейчас Сергей Дубянский задействован сразу в нескольких премьерных спектаклях. Спустя 18 лет вернулась на сцену драмтеатра «Поминальная молитва» — в обновленном варианте и с другими актерами. Сергею досталась роль портного Мотла. Об этой постановке артист говорит с особым благоговением в голосе.
 

Играть в «Поминальной молит­ве» — невероятная ответственность! Много лет назад это был великий спектакль, о нем знали в стране, за границей, о нем знали все! Это была живая легенда. И вдруг говорят: спек­такль восстанавливают, и ты примешь в нем участие. Когда начались репети­ции, я постоянно боялся сделать что- то не так, не то сказать, ощущал, что за нами стоят великие артисты, занятые в прошлой постановке «Поминальной молитвы». Что получилось — судить, конечно же, зрителям. Хочется надеяться, что с каждым спектаклем я ста­новлюсь все лучше, — отметил актер.
 

Вот с таким же воодушевлением Сергей берется за роли самого разного жанра. В каждом спектакле он стре­мится дойти до самой сути персонажа, донести до зрителя весь спектр чувств и эмоций своего героя.
 

Каждую роль нужно любить, от­носиться к ней с большой ответствен­ностью. Работа над образом не закан­чивается никогда: с течением времени ты приобретаешь новый опыт, испы­тываешь разные чувства. Всеми этими ощущениями всегда можно дополнить образ, привнести в него что-то пережитое тобой, — считает Сергей Дубянский. — Я благодарен судьбе за все роли, которые уже сыграл и которые сыграю в будущем. Ведь каждая из них — своего рода «кирпичик» в ста­новлении меня как артиста.

Автор: 
Олеся Липчинская
23.06.2016