Найти своего князя Мышкина
Разработка сайта:ALS-studio

Актер драмтеатра Сергей Дубянский об интерпретации Достоевского и о любви к каждой роли.
В три годика он выбежал из зрительного зала на сцену музтеатра во время спектакля «Бременские музыканты». Маленького Сережу тогда ничуть не смутили ни пристальное внимание публики, ни изумленный взгляд самих актеров. Так состоялся «дебют» будущего артиста Сергея Дубянского. Через 20 лет он сыграл главную роль в нашумевшей постановке иркутского драмтеатра «Идиот» по Достоевскому.
С детства Сергея часто водила в театр мама. Мальчик внимательно следил за происходящим на сцене, таинство перевоплощения завораживало его.
У нас в семье артистов не было, среди родных есть медики, отец — военный, — рассказывает Сергей Дубянский. — Он хотел, чтобы я тоже стал военным, но мне удалось убедить его, что это не мое. Из новостей я узнал, что наш драмтеатр набирает абитуриентов для обучения в столичном театральном училище имени Бориса Щукина по совместному проекту. Родители поддержали меня, и я решил попробовать. Самым сложным был второй тур экзамена. Оказалось, что ни петь, ни танцевать я не умею.
А там были как раз такие требования — пришлось как-то выкручиваться. В общем, ушел я в полной уверенности, что провалил экзамен.
К счастью, интуиция Сергея подвела. Его успешно зачислили на курс в театральное училище имени Бориса Щукина, по окончании которого молодой человек был принят в труппу Иркутского драматического.
Первый профессиональный выход Сергея на сцену состоялся в спектакле «Завтра была война» — в маленькой роли десятиклассника Сереги. Со временем его «повысили»: теперь Дубянский играет Жору Ландыса, веселого старшеклассника, который к концу пьесы под ударами судьбы стремительно взрослеет и превращается в решительного человека.
Конечно, первый раз было страшно выходить на сцену. И в то же время меня переполнял восторг, — делится впечатлениями актер. — Еще совсем недавно ты смотрел этот спектакль из зрительного зала, и вдруг оказываешься внутри постановки, становишься ее частью. Иными словами, ты попадаешь в мечту!
Открытость Сергея, его увлеченность профессией и многообещающая работоспособность не могли ускользнуть от прозорливого взгляда художественного руководителя драмтеатра Геннадия Шапошникова. И молодой артист получил карт-бланш: ему предложили главную роль в спектакле «Идиот» по одноименному произведению Федора Михайловича Достоевского.
В новой версии легендарного спектакля «Поминальная молитва» Сергей Дубянский сыграл портного Мотла (вверху), а в «Идиоте» — главную роль — князя Мышкина.
— Сыграть князя Мышкина Достоевского — все равно что сыграть Гамлета Шекспира. Было очень страшно, очень волнительно. Позади тебя настоящие легенды театра и кино, которые создали непревзойденные образы князя. Играть роли такого плана — большая ответственность! Сложно было учить текст, сложно доходить до сути, которую хотел выразить классик. Достоевский не просто автор, он гений. А с гениями просто не бывает, — подмечает Сергей Дубянский.
Шаг за шагом актер вместе с другими своими коллегами погружался в многослойный мир великого классика.
Под чутким руководством режиссера раскрывался целый пласт смыслов каждой отдельной реплики персонажа. Сергей хотел найти «своего» князя Мышкина.
— Многие думают, что в Мышкине больше божественного начала, чем в других, — говорит Сергей Дубянский. — В постановке Геннадия Викторовича акцент делается совсем на иное — на личность. За каждым персонажем нас просили видеть человека, со своими чувствами, эмоциями, страхами и желаниями. Наш Мышкин прежде всего абсолютно искренен: он искренне желает помочь окружающим его людям, даже в ущерб себе. В этом, на мой взгляд, суть образа, которую я стараюсь донести до зрителя.
Практически сразу после премьеры «Идиота» Сергей Дубянский приступил к репетициям в постановке «Брат Иван» по мотивам последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы». Спектакль поставлен начинающим режиссером, актером Иркутского драмтеатра Дмитрием Акимовым, и задуман как трилогия, посвященная судьбам братьев. Сергея пригласили на роль брата Алексея.
Мне сразу сказали: здесь играем Карамазова, Мышкина «выключаем», — рассказывает Сергей Дубянский. — Дело в том, что это только на первый взгляд два персонажа очень схожи между собой. В действительности все совсем не так! Да, Алексей Карамазов верует в Бога, живет в послушании, добр к людям, но в душе его живет сомнение, а глубоко-глубоко таится карамазовская натура. Чтобы это вскрылось, достаточно было Грушеньке присесть к нему на колени... В этой роли лейтмотив веры не главный. Я играю человека, который пытается помочь и спасти родного брата Ивана, запутавшегося в паутине вседозволенности (кстати, эту роль мастерски исполнил артист Василий Конев). Алексей в постановке выступает скорее как настоящий, любящий брат, переживающий за судьбу родного человека, нежели как священник.
Сейчас Сергей Дубянский задействован сразу в нескольких премьерных спектаклях. Спустя 18 лет вернулась на сцену драмтеатра «Поминальная молитва» — в обновленном варианте и с другими актерами. Сергею досталась роль портного Мотла. Об этой постановке артист говорит с особым благоговением в голосе.
Играть в «Поминальной молитве» — невероятная ответственность! Много лет назад это был великий спектакль, о нем знали в стране, за границей, о нем знали все! Это была живая легенда. И вдруг говорят: спектакль восстанавливают, и ты примешь в нем участие. Когда начались репетиции, я постоянно боялся сделать что- то не так, не то сказать, ощущал, что за нами стоят великие артисты, занятые в прошлой постановке «Поминальной молитвы». Что получилось — судить, конечно же, зрителям. Хочется надеяться, что с каждым спектаклем я становлюсь все лучше, — отметил актер.
Вот с таким же воодушевлением Сергей берется за роли самого разного жанра. В каждом спектакле он стремится дойти до самой сути персонажа, донести до зрителя весь спектр чувств и эмоций своего героя.
Каждую роль нужно любить, относиться к ней с большой ответственностью. Работа над образом не заканчивается никогда: с течением времени ты приобретаешь новый опыт, испытываешь разные чувства. Всеми этими ощущениями всегда можно дополнить образ, привнести в него что-то пережитое тобой, — считает Сергей Дубянский. — Я благодарен судьбе за все роли, которые уже сыграл и которые сыграю в будущем. Ведь каждая из них — своего рода «кирпичик» в становлении меня как артиста.