Будь в курсе
событий театра

«Наваждение Катерины»: год сценической жизни

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей, и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть». (Д. П. Святополк-Мирский)
 

4 (16) февраля 1861 года родился русский писатель, прозаик, публицист Николай Семенович Лесков.
 

Лев Толстой, с которым писатель был очень близок, говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов считал его наряду с Иваном Тургеневым одним из главных своих учителей. Максим Горький писал про творчество Лескова: «Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».
 

В Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова сегодня в репертуаре идет спектакль «Наваждение Катерины» по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Спектакль был поставлен заслуженным деятелем искусств России Алексеем Песеговым почти год назад – 9 февраля 2013 года. В главных ролях – артисты театра Анастасия Пушилина (Катерина Измайлова) и Дмитрий Акимов (Сергей).
 

Изменилось ли что-либо в спектакле за год сценической жизни, повлиял ли как-нибудь персонаж на свою исполнительницу, мы решили узнать у Анастасии Пушилиной.
 

 - Спектаклю уже год, изменилось ли у Вас видение этой истории, отношение к данной работе?
 

 - Меня радует, что это один из случаев, когда найдено нечто постоянное, объяснено, показано, прорепетировано совместно с режиссером еще в процессе постановки. В таком случае стабильность материала только укрепляется и не ищешь других ходов. Случается так, что ты находишься в поиске, здесь же кардинальных колебаний в сторону роли нет. Все, что было обсуждено с Алексеем Алексеевичем, не меняется. Но это не значит, что это мертвое. Идет живой процесс. Основательность, стабильность с живой основой. Даже, если кажется, что ты начинаешь идти в роли куда-то не туда, это нечто как будто возвращает обратно.
 

- Героиня такая сложная… Могла ли она на Вас как-либо повлиять?
 

- Да, она сложная. Естественно, если я начну медитировать и думать, что я Катерина, то это будет уже «клиника» (смеется). А как Дездемона, как Отелло? Это роль, это профессия, которую мы познаем. Есть я, и есть образ. Нужно быть честным и затрачиваться на сто процентов, но понимать, что ты – это ты, а сцена – это сцена.  Работая над образом Катерины, я задумывалась, а смогла бы я влюбиться в такого мужчину, как Сергей? Для меня, как для Насти (не хотелось бы забегать вперед жизни, кто знает, в кого я влюблюсь и выйду замуж), Сергей совершенно не мой типаж.
 

- А что происходит со спектаклем, изменился ли он как-нибудь с момента постановки?
 

- Мне бы хотелось, чтобы Алексей Алексеевич посмотрел спектакль сейчас. Хотя я знаю, что он свои спектакли не смотрит, а слушает. Это не из безответственности, а, наверное, от гиперответственности. Он рассказывал, что если он сидит в зале, и вдруг актер начинает делать что-то не так, пусть хоть немножечко, ему кажется, что все зрители неодобрительно на него оборачиваются. Поэтому после того, как спектакль выпустился, он его не смотрит. Хотя, мне бы очень хотелось, чтобы он его увидел.
 

И у меня, и у моего партнера Дмитрия Акимова к «Наваждению Катерины» особое отношение. Если его какое-то время не ставят в репертуар, мы с Димой встречаемся, чтобы еще раз прорепетировать наши сцены. От партнера зависит многое, и я благодарна Дмитрию, что и у него такое же трепетное отношение к этой работе. Такое происходит не с каждым спектаклем. Я пыталась ответить на вопрос, почему так. Очень хочется сохранить все то, что было найдено, но только по-живому, чтобы не стать похожей на магнитофонную ленту.
 

Спектакль не простой, тема не простая, темпоритм спектакля, возможно, не совсем привычный нам – несуетливый, закручивающий. В работе над спектаклем был очень интересный момент, когда режиссер просил нас оставить суету (а мы все в жизни привыкли суетиться, бежать куда-то). Он иногда просил нас просто остановиться и повторял, что сцена не любит суеты. Относительно реакции зрителей, мне даже кто-то говорил, что вечером посмотрел, а осознание пришло только на утро.
 

Хотелось бы, чтобы эта постановка жила долго. Мне нравится, что в нашем репертуаре есть кардинально разные темы, и такая, как в «Наваждении Катерины», которая заставляет серьезно задуматься.

 

Смотрите «Наваждение Катерины» на Основной сцене театра сегодня, 6 февраля 2014 года.


Портрет  Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894 год.
Фото: Анатолий Бызов

06.02.2014