Будь в курсе
событий театра

На высокой ноте

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Завершился Всероссийский фестиваль им. А. Вампилова
 

В минувшую пятницу на сцене Иркутского драматического театра завершился шестой Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. В этом году он получился особенным не только потому, что был посвящен сразу трем круглым датам: 70-летнему юбилею писателя Валентина Распутина, 70-летию со дня рождения Александра Вампилова и 70-летию образования Иркутской области. А потому, что прошел на очень высоком уровне. Это касается и качества постановок, и общей тональности фестиваля. Но он получился таким не столько из-за того, что его гостями в этом году были столичные коллективы, которые являются основой русского театра. Скорее это закономерный итог развития театрального форума, который, по мнению критиков, является уникальным по многим параметрам.
 

Прежде всего потому, что он отражает реальную театральную ситуацию в России. Кроме того, вампиловский фестиваль единственный в стране ставит перед собой задачу поиска современной драматургии, отличной от депрессивной тональности большинства модных в сегодняшнем театре произведений. Не зря форум носит имя Александра Вампилова, его обращенная к человеку драматургия является эталоном, на который ориентируются в оценке нравственной составляющей пьес.
 

Напомним, что за семь дней фестиваля свои спектакли на иркутских сценических площадках представили 14 театров страны, среди них четыре коллектива из Москвы и труппы из Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Архангельска, Кемерово, Улан-Удэ, Иркутска и Братска. Зрители увидели 15 постановок, различных по жанрам и театральным направлениям и профессиональному уровню. Восемь спектаклей были поставлены по произведениям наших земляков, Валентина Распутина и Александра Вампилова, остальные – по пьесам других писателей-шестидесятников.
 

Однако спектакль, который закрыл фестиваль, на первый взгляд никак не вписывался в его концепцию. 21 сентября на основной сцене драмтеатра Государственный малый академический театр России показал спектакль «Бедность не порок» Александра Островского. И, наверное, это была именно та безошибочно выбранная высокая нота, на которой и стоило завершить яркий театральный праздник. Во-первых, постановка лишний раз напомнила зрителям, что классика не устаревает. А во-вторых, показала, что Александра Вампилова не зря ставят в один ряд с классиками русской драматургии. Ведь он тоже, с присущим ему талантом, исследовал в своих пьесах жизнь души человеческой.
 

– Мне думается, что Островский сейчас чрезвычайно современен, – отметил на пресс-конференции режиссер спектакля народный артист РФ Александр Коршунов. – В его пьесах звучит современная нам тематика: векселя, банки, разорения... Но самое главное, он вечен и востребован. Есть такие слова в письме брата Островского, написанные уже после смерти драматурга: «Что меня больше всего удивляет в отзывах критиков – это та узкая бытовая мерка, с которой подходят к его произведениям, забывая о том, что он был поэт, и большой поэт, с высочайшей, хрустальной поэзией, которую встретишь у Пушкина». Для меня в этом суть Островского.
 

«Бедность не порок» – это настоящий рождественский спектакль. Красивый как в зрелищном плане, так и по звучанию. Ведь в нем очень много русских песен и частушек, которые вместе с народными танцами великолепно исполняют актеры театра. В постановке этих номеров труппе помогал ансамбль русской песни «Сирин». Декорации спектакля расположены на вращающемся круге, в центре которого с одной стороны – фасад дома, а с другой – комнаты в усадьбе богатого купца Гордея Торцова (заслуженный артист РФ Дмитрий Кознов).
 

Сюжет пьесы на первый взгляд незатейлив. Приказчик Митя (артист Григорий Скряпкин) влюбился в дочь купца Любовь (артистка Любовь Ещенко), и она ответила ему взаимностью. Но отец решил отдать дочь за расчетливого фабриканта Африкана Коршунова (заслуженный артист РФ Кирилл Демин). И буквально в последний момент свадьбе помешал промотавшийся и опустившийся, но сохранивший совесть брат Гордея – Любим Торцов. Его роль в спектакле блестяще исполнил сам режиссер Александр Коршунов. Не случайно именно в уста этого персонажа Островский вложил фразу: «Бедность не порок». Этот герой в спектакле является как бы голосом совести, который отрезвляет Торцова, готового пожертвовать дочерью ради красивой жизни.
 

Финал спектакля, когда решалась судьба влюбленных, был разыгран особенно правдоподобно. Несмотря на то, что большинство зрителей наверняка знали сюжет пьесы Островского еще по школьной программе да и хэппи-энд угадывался общим настроем спектакля, зал всем своим вниманием напряженно участвовал в ситуации. Невольно закрадывалось сомнение: а вдруг сорвется, и влюбленные будут разлучены? И когда Торцов наконец благословил молодых, многие зрители вздохнули с облегчением. Зал взорвался овациями, в финале долго не смолкали аплодисменты и крики «браво». Потом на сцену вышел Валентин Распутин. Кстати, именно он пригласил Малый театр на вампиловский фестиваль с этой постановкой.
 

– Когда я смотрел спектакль, я время от времени забывал, в каком времени я нахожусь, – сказал писатель. – Спасибо вам за настоящий русский театр. Спасибо всем участникам этого фестиваля.
 

После спектакля все участники форума по традиции отправились к памятнику драматургу Александру Вампилову.
 

– На этом фестивале состоялось духовное очищение, – подчеркнула директор департамента культуры и архивов Вера Кутищева. – Быстро пролетели семь вечеров фестиваля. Таких разных и таких щедрых на впечатления. И все эти спектакли сплели венок вампиловской веры и правды.
 

--------------------------------------------------------------------------------

МОСКОВСКИЕ КРИТИКИ О ФЕСТИВАЛЕ
 

Вера Максимова, критик

На фестивале можно увидеть современное состояние русского театра
 

– Вампиловский фестиваль – один из самых серьезных и один из самых больших в стране. Важно то, что здесь можно увидеть реальное состояние русского театра. От вершин до среднего слоя. Например, в один день я посмотрела два спектакля по повести Валентина Распутина «Живи и помни». Первый – МХТа им. А. Чехова, финансовые возможности которого не сравнимы с положением Кемеровского театра для детей и молодежи. И я могла спокойно анализировать эти спектакли в той природе, в которой они существовали. Ведь иногда, приезжая на региональные спектакли, мы начинаем умиляться провинции, тем самым оскорбляя ее. На этом фестивале общее полотно было настолько пестро, разнообразно и честно составлено, что мне не нужно было делать реверансы кемеровским актерам. Я могла честно оценить достоинства и недостатки спектакля.
 

Капитолина Кокшенева, критик Это фестиваль с человеческим лицом
 

– В этом году на фестивале было много спектаклей по произведениям Вампилова и Распутина, и они определили его специфику. Спектакли были поставлены по-разному, но с уважением к авторам. Никто в зрительном зале не был оскорблен интерпретациями произведений. Мне кажется существенным, что агрессивного театра, который ведет себя оскорбительно по отношению к зрительному залу, на фестивале не было.
 

Фестиваль получился очень живым, с человеческим лицом. Ведь он призывает бороться за человека. И многие спектакли соответствовали этому призыву. Сегодня важно помочь людям остаться при своих глубоких ценностях, которые сохраняет русская культура. Я хотела бы отметить спектакль омского театра «Галерка» «Деньги для Марии». Он в этом отношении получился очень настоящим, страдательным. Прозвучал очень честно и ясно. Мне также понравился спектакль Иркутского драмтеатра «Старший сын». Мне показалось, что в нем есть дух студийной работы, благодаря тому что молодой состав театра очень бережно и трогательно относится к Вампилову.
 

Олег Павлов, писатель Побеждать будут театры, которые ставят прозу
 

– Я, как современный автор впервые был приглашен на театральный фестиваль. Мне кажется, что здесь обнаружилась общероссийская тенденция постановки на сцене прозаических произведений. В программе форума почти половина спектаклей поставлена не по драматургическим произведениям, а по прозе. В Иркутске получилось неожиданное соединение, здесь, говоря о театре, мы говорим и о литературе. Мне кажется, что побеждать будут театры, которые своим содержанием сделают современную русскую прозу. Ведь она сегодня безвестна, и театр может открыть ее людям. На мой взгляд, самый лучший спектакль на фестивале «Живи и помни» МХТа им. А. Чехова по повести Валентина Распутина.

Автор: 
Елена Орлова
24.09.2007