Будь в курсе
событий театра

Мы вас любим! Народный артист России Виталий Венгер удостоен Государственной премии

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Такое впечатление, что он всегда бежит, несется метеором по иркутским улицам; Ходить спокойно, двигаться размеренно - не в его натуре. Его поджарая, стремительно летящая фигура за десятилетия примелькалась иркутянам и стала, можно сказать, городской достопримечательностью. Его знают едва ли не все горожане. А в эти дни многие останавливают. Улыбаются. Поздравляют.
 
Премия присуждена мастеру охлопковской сцены за роль Подколесина в спектакле «Женитьба». В роскошном реестре сценических созданий Венгера Подколесин - удивительная, ни на что не похожая строка.
 
Ошеломление настигает нас с первого мига. На кого так похож этот хрестоматийно известный Подколесин - герой всеобще известной комедии? Ба, да это же Гоголь! Сам Николай Васильевич перед нами в роли Подколесина! Вот это фокус! Ничего себе заворот!
 
И никакого дивана нет, на котором так привычно видеть Подколесина. А сидит он на стульчике на самом краешке сцены. Задумался, сосредоточился. А за его спиной происходят презабавные, на первый взгляд, события, как бы материализуясь из того, что происходит в его воображении. Иной раз Подколесин-Гоголь (или Гоголь-Подколесин?) и сам вступает в действие, но не как горячий, непосредственный участник событий, а осторожно, как бы со стороны.
 
А то присядет иркутский Подколесин совсем где-нибудь сбоку у стеночки, грустный, скорбно погруженный в свои мысли. И тогда он очень похож на того Николая Васильевича Гоголя, которого воплотил в своей знаменной скульптуре Николай Андреев.
 
Все это талантливо придумано непредсказуемым режиссером Вячеславом Кокориным и адекватно воплощено аксакалом иркутской сцены Виталием Венгером. Чрезвычайно тонкая, филигранная работа. Актер сочный, яркий, вахтанговской закваски, брызжущий всегда изобилием красок и приспособлений, эту партию В. Венгер ведет сдержанно, притаенно, почти не допуская внешних выплесков, осторожно, но безошибочно нажимая на клавиши внутренней партитуры - в точном соответствии с режиссерским замыслом. Следить за этой тонкой вязью - упоительно. Перед нами горные вершины лицедейского искусства.
 
Гоголь-Венгер терзается на наших глазах: разом муками и Подколесина, которого он воплощает, и всех других персонажей, которых он как бы выводит вереницей на подмостки из своей души. Удар, мощно возбуждающий наши зрительские эмоции.
 
Подколесин Венгера - счастливая удача. А рядом - Несчастливцев, Серебряков, Адам (удостоенный первого приза на Иркутской «Театральной весне»), роли в театральном училище, где мастер выходит на подмостки] рядом с учениками. Он неутомим и неисчерпаем, наш любимец и кумир Виталий Венгер.
 
Календарь его творческих дел заполнен до отказа. Он успевает выступить и в клубе любителей театра «Ангарский театрал», и перед усольскими ребятишками из театра «Сказка». Он зажигает факелом костер открытия на фестивале «Театральная осень на Байкале» и не один год является его соучастником, горячо обсуждая спектакли любителей. Он вдохновенно рассказывает о своей профессии отрокам, обучающимся в школе социального успеха «Перспектива». Его на все щедро хватает, потому что Венгер - это нескончаемая энергия, это мудрость аксакала при сохранившемся юношеском жаре (счастливый удел), это преданность подмосткам, закаленная в испытаниях не одного десятилетия. Это легкий талант, помноженный на кропотливый, изнурительный труд.
 
Мастер, поражающий нас своей человечностью, душевностью, сердечностью. И человек, покоряющий нас своим мастерством, высоким и прекрасным.
 
Алло, Виталий Константинович! Мы Вас любим!
Автор: 
Леонид Беспрозванный
15.07.1995