Будь в курсе
событий театра

Мы к вам пришли, чего же боле…

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Встреча с лицеистами после спектакля «Евгений Онегин»
 

Почему Татьяну Ларину считают образцом русской женственности? Как зритель и актёр относятся к поступкам Евгения Онегина? Как артисты заставляют себя плакать, если это необходимо по сценарию? Как настраиваются на спектакль? И что такое театральный этикет?
 

Все эти вопросы звучали на встрече учащихся Шелеховского лицея с артистами Иркутского академического театра Николаем Стрельченко, Екатериной Константиновой, Зоей Соловьёвой и Сергеем Дубянским.
 

В середине ноября лицеисты посмотрели спектакль «Евгений Онегин» Александра Пушкина (руководитель проекта Геннадий Шапошников). В сценической версии 2013 года заняты выпускники Театрального института имени Бориса Щукина, впервые же зритель увидел этот спектакль в 2006 году.
 

Обычно мы сразу говорим про спектакль, обсуждаем основные идеи постановки... Сегодня же мы начнем с того, что расскажем вам о том, как сложно создавать спектакль и сколько людей над ним работают – открыла встречу руководитель Молодёжного театрального движения Маргарита Подкорытова. Артисты рассказали о том, как изготавливают декорации, шьют костюмы, придумывают причёски и грим для каждого образа, где ищут реквизит, о том, как подробен процесс репетиции нового спектакля. Скоро у ребят появится возможность увидеть всё это своими глазами: в рамках проекта «Диалог: Театр-Школа» участники встреч с актёрами приглашаются на бесплатное посещение экскурсии по театру «Тайны закулисья».
 

Спектакль – результат труда очень многих людей, – заметила Зоя Соловьёва. – Хочется, чтобы к ним проявляли уважение. Когда зрители смотрят постановку внимательно, с интересом, между ними и актёрами возникают «ниточки» взаимопонимания, которые связывают их, – только в этом случае спектакль может получиться. Если же этого не происходит, грустно, что и артисты, и зрители зря потратили своё время. Все эти люди работают для вас, для того, чтобы в вашей душе что-то произошло, что-то изменилось.
 

Среди всего прочего лицеисты хотели узнать, как артисты учат роли и что помогает им запоминать стихотворения.
 

У текста романа «Евгений Онегин» есть свои особенности, – отвечала Екатерина Константинова. – Помимо того, что это стихи, в них ещё много всяческих ловушек: «строковая», «межстроковая» паузы, – и соблюдение этих примечаний либо помогает тебе учить, либо (если ты не можешь для себя эту паузу оправдать, понять, почему она нужна именно здесь) создаёт проблемы. Но если вам действительно нравится стихотворение, разве вы долго его учите?
 

«Зубрить» я не люблю и не могу, – говорит Николай Стрельченко. –  Просто звуки, не наполненные важным для тебя смыслом, заучивать очень сложно. Когда запоминаешь текст, во время чтения нужно мысленно прилагать какие-то свои предлагаемые обстоятельства, подпитывать эмоционально каждое слово. Тогда всё само укладывается в голове.

Лицеистов интересовало кто учит артистов танцевать, играть на музыкальных инструментах, петь; волнуется ли актёр перед встречей со зрителем…


Когда артист не волнуется перед выходом на сцену, это не очень хорошо, – считает Сергей Дубянский. – Выходя на сцену, мы эмоционально трудимся каждый день, максимально отдавая энергетику своему зрителю. А иначе никакого театра и быть не может.
 

Ребят удивило появление на сцене сразу двух Онегиных и двух Ленских.
 

– В каждом человеке есть и хорошее, и плохое, – заметил Николай Стрельченко. – Мы же не всегда одинаковые: когда-то более мягкие, иной раз даже жестоки. В спектакле мы играем две стороны характера одного человека. Два Онегина живут в мире между собой, они понимают друг друга, им удобно существовать друг с другом. А двум Ленским, романтичным и ранимым натурам, тяжело ужиться вместе, поэтому они постоянно ссорятся и даже пытаются драться.
 

Как вы относитесь к Евгению Онегину? Сначала он хотел свободы, не желал связывать себя семьёй, домом, детьми. Но дальнейшие его действия я вообще не понимаю…
 

А мне его по-человечески жаль, – говорит Екатерина Константинова. – Представляете, ему 36 лет…. Тогда человек в этом возрасте считался почти стариком. Даже нам сегодняшним представляется, что тридцатишестилетний мужчина уже окончил институт, у него есть работа, семья. А у Евгения Онегина нет никакой деятельности, никаких интересов, нет жены и детей. Он полжизни фактически промотал. И тут случается такая история любви (!), но из-за циничности, надменности, он не позволяет своему сердцу открыться. У нас в спектакле замужняя Татьяна получает одно письмо от Онегина. А в произведении ей приходит множество посланий от Евгения, но она выдерживает всё это. Потому Татьяну и считают Пушкинским идеалом: она всё ещё искренне любит Онегина, но не позволяет себе оставить или предать мужа. Я сейчас перечитываю полный текст этого романа, и понимаю, насколько Пушкин современен! У него нет и оттенка пыли времени.
 

Вы знаете, артисты, которые играли в этом спектакле до нас, рекомендуют держать «Евгения Онегина» дома как настольную книгу, – рассказала Зоя Соловьёва. – Произведения Пушкина могут помочь вам на самых разных жизненных этапах. Мы год играем этот спектакль и с каждый показом находим в нём что-то новое, интересное, мудрое.
 

Много о чём хотелось ребятам спросить у этих творческих и интересных людей. Такая возможность им ещё представится: скоро Шелеховский лицей снова придёт на спектакль Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. В конце ноября их ждёт встреча с «Гамлетом», принцем датским… 

20.11.2014