Будь в курсе
событий театра

Мнимый больной или слабый духом?

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Чернышевский считал, что роль драматурга Алексея Писемского в истории русской литературы велика и «блистательная», что своими произведениями он идет по пути Николая Гоголя.
 
Будучи студентом математического отделения философского факультета Московского университета Писемский стал приучать себя «говорить только то, что сам ясно понимаешь». Алексей Феофилактович вспоминал: «Научных сведений из моего собственного факультета я приобрел немного, но зато познакомился с Шекспиром, Шиллером, Гёте, Корнелем, Расином, Жан-Жаком Руссо, Вольтером, Виктором Гюго и Жорж-Зандом, сознательно оценил русскую литературу и при окончании курса, что было в 1844 году, стяжал снова славу актера: я так сыграл Подколесина..., что, по мнению тогдашних знатоков театра, был выше игравшего в то время эту роль на императорской сцене актера Щепкина».
Об актерских талантах Писемского неоднократно отмечали и биографы писателя, подчеркивая, что он читал по-актерски. Не менее талантлив он был и на литературном поприще. Стоит сказать, что государственная служба в жизни Писемского со временем отошла на второй план. На первый же выступила работа со словом.
 
- Служба слишком мало меня интересовала, - пишет Писемский в своей автобиографии. - Бес авторства овладел мной. Я бросил службу и уехал в деревню с тем, чтобы пополнить свое образование чтением и исключительно заняться литературой.
Во многих своих произведениях Алексей Писемский противопоставляет цельный образ самобытного крестьянского быта мишурности и лживости света, тунеядству образованных людей из высшего света. Поиски нравственной правды у простого народа, у крестьянства, картины своеобразного превосходства поступков мужиков присутствуют в творчестве Писемского. И по большей части Алексей Феофилактович критикует «лишних людей» за то, что они много говорят, а не делом занимаются.
 
Таким человеком, который говорит, но сделать самостоятельно, увы, ничего не может, является главный герой пьесы Алексея Писемского «Ипохондрик» Николай Михайлыч Дурнопечин. Мнящий себя вечно больным, Дурнопечин считает себя слабым и во всем остальном – в любовным делах, в гражданских, в личных. И этой надуманной слабостью пользуются родственники Николая Михалыча. То задумают его женить без воли и согласия, то владения его присвоить себе. А он все терпит и со всеми соглашается, как дитя, ища поддержки у тетушки Соломониды Платоновны. Сможет ли Дурнопечин прожить без «сильного плеча»? Охлопковцы и режиссер Иосиф Фекета приглашают найти ответ на спектакле «Ипохондрик».
 
 
 
Фото: 
Анатолий Бызов
12.02.2018