Мистический триллер
Разработка сайта:ALS-studio
на камерной сцене драмтеатра
Первая премьера 163-го сезона, недавно открывшегося в Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова, состоялась на прошлой неделе, 2 октября. «Пиковую даму» Пушкина поставил на камерной сцене молодой московский режиссер Андрей Абашкин, который сделал из классической истории про «тройку-семерку-туз» настоящий мистический триллер.
Герои спектакля Андрея Абашкина отражаются друг в друге, как в зеркале.
«Пиковая дама» стала уже третьим спектаклем в Иркутском драматическом театре, посвященным игорным страстям. Две предыдущие постановки, созданные на различных сценах театра в прошлом сезоне, рассказывали о картежном мошенничестве («Гоголь/Кафе» в постановке Дмитрия Акимова) и засасывающей страсти к рулетке (спектакль Геннадия Шапошникова «Игрок» по Достоевскому). Пушкинская же «Пиковая дама» поставила перед молодым режиссером Андреем Абашкиным (в 2009 году окончившим ГИТИС) куда более серьезную задачу. Во-первых, потому что сама повесть пронизана мистическими элементами, а во-вторых, сам спектакль, по идее, должен был подводить итог всем трем спектаклям, объединенным примерно одной тематикой.
Собственно, мистика или, вернее, некий злой рок — стал той таинственной силой, которая губит главных героев трех постановок. В «Пиковой даме» зрителю предлагается понаблюдать, как происходит распад личности под влиянием жажды больших и легких денег. Уже в самом начале спектакля мы видим, как борются в Германне два противоположных начала, быть может даже, два человека: с одной стороны, голос рассудка, чести и совести (роль альтер эго главного героя играет Егор Ковалев), а с другой — расчетливый беспринципный злодей (Алексей Лобанов). Услышавший историю о графине, знающей тайну трех карт (Тамара Олейник), Германн теряет голову и уже не может остановиться.
Режиссер Андрей Абашкин показывает страсть к деньгам, как болезнь, которой нельзя сопротивляться. Главный герой много бредит, его постоянно посещают страшные видения: он вживе представляет себе то молодую графиню (Анна Дружинина), то таинственного графа Сен-Жермена (Александр Ильин), ведет споры со своей совестью и никак не может отделаться от мысли о трех заветных картах, достоинство которых ему во что бы то ни стало нужно выяснить.
Cпектакль смотрится как страшный сон. Темные стены, испещренные изломанными линиями, напоминают треснувшие зеркала, которые раздвигаются, чтобы впустить призраков.
К слову сказать, и сам спектакль оформлен так, что смотрится как чей-то страшный сон. Темные стены, испещренные изломанными линиями, напоминают треснувшие зеркала, которые раздвигаются, чтобы впустить призраков. Основной цвет здесь — черный, говорящий не только об умопомрачении главного героя, но и о том, что в этой истории вершат бал темные силы (их одежды, кстати, темно-лилового цвета, символизирующего здесь и царственное могущество денег, и нечистую силу). Лишь иногда, чтобы противостоять мраку, появляется белый — как символ доброты и непорочности, самый светлый герой здесь — невинная Лиза (Анастасия Шинкаренко). Но также важным оказывается и зеленый цвет — цвет сукна игорных столов.
Мистический пасьянс в трех раскладах, как определили жанр постановки создатели, на самом деле похож на триллер, главная цель которого — запугать зрителя. Местами это действительно удается сделать, в том числе и за счет второстепенных персонажей, в частности прислуги в доме графини. Ее служанки только поначалу кажутся забавными (их играют Артем Довгополый и Василий Конев — с яркими усами в черных чепцах и фартуках), к финалу они превратятся в настоящих монстров. Не менее страшен и образ дворецкого, созданный Евгением Солонинкиным. И без того мрачная атмосфера спектакля нагнетается и музыкой, подобранной режиссером Абашкиным таким образом, что в какой-то момент ловишь себя на мысли, что смотришь какой-нибудь фильм ужасов, а совсем не постановку по Пушкину.
Фото: Анатолий Бызов