Будь в курсе
событий театра

Минздрав в шоке, или Театр, что ты лечишь?

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Зима, премьера торжествует! В Иркутском академическом драматическом театре имени Н. П. Охлопкова сложилась хорошая традиция – встречать сезон года новым спектаклем. Осенью на зрительский суд представили «Горе от ума», и в преддверии зимы театр не оставил Иркутск без долгожданного спектакля. Драмтеатр поставил комедию «Лекарь поневоле» по пьесе драматурга-классициста Жана-Батиста Мольера, через два года которому исполнится 400 лет со дня рождения. Премьера состоялась 29 ноября, режиссером-постановщиком выступил заслуженный деятель искусств России, доцент кафедры АГИК Олег Пермяков. Что ждать зрителям и почему минздрав в шоке?
 

Произведения Мольера не впервые появляются в репертуаре драмтеатра. Едва ли найдется тот, кто не знаком с «Тартюфом» - комедией, которая успешно идет на сцене с 2013 года (режиссер – Геннадий Шапошников). Поэтому, когда стало известно о предстоящей премьере, город замер в ожидании чего-то легкого, по-мольеровскому фарсового, актуального во все времена. Перед зимой, которая длится в Сибири гораздо дольше положенного, как никогда хочется зарядиться позитивными эмоциями, забыть о стуже, подкарауливающей на улице, и проникнуться теплом и светом. Комедия «Лекарь поневоле» Олега Пермякова, знакомого иркутскому зрителю по спектаклям «Поминальная молитва», «С любимыми не расставайтесь», «Елизавета Бам» и другие, не только оправдала ожидания, но и превзошла их. Режиссер обещал, что будет смешно – и в зале не переставал звучать хохот; обещал, что в «Лекаре», впервые увидевшем свет в 1666 году, представленные ситуации будут так же понятны и актуальны – и так оно и было; наконец, обещал, что спектакль получится в мажорной тональности – и постановка в действительности получилась легкая, светлая, вселяющая надежду.
 

Почти 400 лет прошло, а пьесы Жана-Батиста Мольера не теряют своей злободневности. Сегодня, как и несколько веков назад, в мире – ложь, обман, самонадеянность, которых в переизбытке. То есть всего того, что высмеивает драматург. Пьеса «Лекарь поневоле» с ее любопытным сюжетным ходом, легкостью исполнения, настоящим, по-мольеровски бьющим в самую суть юмором, с жизнерадостным духом не могла не привлечь внимание режиссера. За два месяца работы коллектив драмтеатра создал невероятный фарс, которому впору аплодировать стоя. Ибо это феерически!
 

«Лекарь поневоле» рассказывает историю сборщика хвороста Сганареля, которого в результате курьезной ситуации принимают за знаменитого врачевателя, способного творить чудеса. Так герой поневоле примеряет на себя маску другого человека и пытается вжиться в новую роль. С амплуа великого и ужасного лекаря ему удается успешно справиться, и Сганарелю предстоит совершить разные дела, лечить такими способами, что минздрав остался бы в шоке (а может, и нет). Он рассуждает так: «лучшего ремесла, по-моему, не сыщешь, потому что тут худо ли, хорошо ли работаешь, все равно тебе денежки платят. За плохую работу никто по шее не дает, а материал — пожалуйста, кромсай сколько твоей душе угодно. Башмачник, если испортит хоть кусочек кожи, — плати из своего кармана, а лекарь испортит человека — и никто ему худого слова не скажет. Выйдет какая-нибудь промашка — не мы виноваты…». Однако судьба подкидывает ему одно «лекарское» дело, над решением которого Сганарелю придется задуматься, ведь речь идет о врачевании сердец, о помощи возлюбленным. И с этого момента в нем начинают борьбу два человека. Один желает быть прохвостом и получить для себя выгоду, другой – совершить доброе дело. Таким образом, легкими комедийными сценами Мольер приближает зрителя к идее о противоборстве добра и зла, правды и лжи, чистосердечности и корысти, душевной теплоты и черствости, и от этого захватывает дух.
 

Показать фарс во всем его великолепии, передать дух мольеровской пьесы и заразить зрителя непрекращающимся смехом удалось благодаря работе режиссера-постановщика – заслуженного деятеля искусств России Олега Пермякова, художника-постановщика – заслуженного деятеля искусств России Александра Плинта, художника по костюмам Оксаны Готовской и актерам драматического театра. Особое внимание хочется уделить костюмам героев. В любом другом случае они напоминали бы одежды участников какого-нибудь фрик-шоу, но на спектакле они приобрели совершенно другую окраску. Джинсы с кружевными вставками, шляпы с огромными перьями, рваные рубашки, пышные платья, облегающие комбинезоны и многое другое как нельзя кстати подошли к осовремененной комедии «Лекарь поневоле». В постановке нет кринолинов, париков, как нет и классической музыки. А есть микс из умопомрачительных нарядов, музыкальных композиций. Все это как нельзя лучше передает фарс в его самом ярком проявлении. Игра актеров превосходит все ожидания. Артисты Артем Довгополый (Сганарель), Дарья Горбунова (Мартина), Сергей Дубянский (Валер), Иван Гущин (Лука), Игорь Чирва (Лука), Виктория Инадворская (Жаклина) и другие являют собой уникальный ансамбль, который передал атмосферу комедии Мольера на все 100%. В итоге получился злободневный, невероятно смешной, в то же время заставляющий задуматься о правде, лжи, истине, подхалимстве, предательстве спектакль.
 

К чему приготовиться зрителям? К тому, что улыбка не покинет вас на протяжении всей постановки. К тому, что вы и оглянуться не успеете, как пролетит время. А также к тому, что комедийные ситуации чудесным образом заставят задуматься о серьезных темах, не теряющих актуальность 200, 300, 400 лет. Счастье – дороже богатства, любовь – лучшее лекарство, быть собой – вот самое верное решение. Ну а узнать, чем же закончились приключения Сганареля в роли лекаря (да и закончились ли?), сможете, посмотрев спектакль.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Светлана Шевченко
29.11.2019