Мгновения вечности
Разработка сайта:ALS-studio
В выставочном центре имени Рогаля открылась выставка Анатолия Бызова
Выставка члена Союза фотохудожников России Анатолия Бызова посвящена 160-летнему юбилею театра имени Охлопкова и рассказывает в снимках о почти двадцатилетней работе автора в нём.
Бызов, по его словам, в театр попал случайно: уезжая, приятель посоветовал обратить внимание на освободившееся место. Но любая случайность, если она приводит к притяжению сердца, делу всей жизни, становится закономерностью. Из фотожурналистики Анатолий Яковлевич пришёл в театр подработать, а получилось серьёзно, вдумчиво, сосредоточенно. Только на первый взгляд кажется, что спектакль снимать несложно: нащёлкал десятка два кадров, выбрал пару лучших, и готово...
Нет, чтобы снять спектакль, его надо понять, заглянуть в душу, почувствовать атмосферу. Фотограф в своей работе становится как бы соавтором постановочной группы, с той лишь разницей, что его фотографии остаются на долгие-долгие годы. Именно по снимкам автора следующие поколения будут судить о выразительности, смысловом и визуальном построении спектакля.
Только на фотографиях Бызова сегодня можно увидеть постановки Сергея Болдырева, Вячеслава Кокорина, Геннадия Гущина. Увидеть остановленный миг нежности, возникший в отношениях Подколесина и Агафьи Тихоновны (народные артисты России Виталий Венгер и Наталия Королёва в спектакле «Женитьба» Гоголя), пик чувственного начала Гурмыжской (заслуженная артистка России Тамара Панасюк в «Лесе» Островского). Или в том же спектакле вольготность, некую театральную раскованность актёров Счастливцева и Несчастливцева (народные артисты Виталий Венгер и Виктор Егунов). Именно Бызов помогает восстановить в памяти лица поколения начала ХХ века, подобранные в фотографиях художником Александром Шпирко к оформлению спектакля «Звезда адмирала».
На смену чёрно-белым снимкам пришли цветные, и мир изменился: отныне фотограф может запечатлеть не только атмосферу спектакля, но и снять его ауру. Какой нежностью наполняет фотографию жёлто-золотой цвет, сопровождающий свидание героев спектакля «Осенние скрипки», какой динамикой, ощущением трагического распада времён насыщены кадры спектаклей последнего времени – «Ромео и Джульетта» и «Гамлет».
«Спектакль – это живой организм, – говорит Анатолий Яковлевич. – И, как со всяким живым организмом, с ним надо обращаться бережно, понять его суть, ощутить дух и попытаться донести всё это до зрителя, но уже после спектакля, опосредованно, через фотографию – вот главная задача театрального фотографа».
На выставке в центре имени Рогаля Бызов представил множество фотографий, на которых изображены сцены из спектаклей и портреты актёров в ролях. Некоторые кажутся фантастическими, как, например, кадры спектакля «Проделки великого Мертвиарха» или портрет Натальи Королёвой в роли Коробочки («Наш господин Чичиков» по «Мёртвым душам» Гоголя). Автор представляет народного артиста Виктора Егунова в его последней театральной работе – в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» и молодого артиста Алексея Орлова в роли Гамлета.
Фотограф становится соавтором многих художников театра, передавая изображение декораций в динамике, внутренней энергии, соединённой с режиссёрской мизансценой, выразительной пластикой актёров. Глядя на изображение одного и того же актёра, никогда не перепутаешь его роли – Бызов передаёт в снимке психологическое состояние образа, его выразительность, устремлённость в будущее или воспоминание о прошлом.
Анатолий Бызов представил на выставке свои самые яркие работы, о которых говорит: «Лучшие кадры обладают особым магнетизмом – когда встречаются два явления вместе: глубокий по содержанию, интересный по форме спектакль и не менее глубокое погружение в него фотографа. И тогда, как в электрической сети, возникает высокое напряжение, способное родить достойный кадр. И остановленное мгновение превращается в маленькую каплю вечности, в которой, как в выпуклом стекле, отражается весь мир во всём его многообразии».
Анатолий Бызов – автор выставки, несущей ностальгию о спектаклях прежних лет, образ которых хранился только в памяти; о молодости многих артистов, вступивших сегодня в зрелый возраст, и тех, кто ушёл в мир иной. Но выставка – только начало творческих изысканий фотографа, он готовит альбом, где будут представлены уникальные кадры из жизни театра. Это будет хронограф времени и действительно миг, ставший в работах Бызова прекрасным.