Матрица русской жизни. В драмтеатре поставили «Прощание с Матерой» Валентина Распутина
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати
Историю, которая, случившись почти полвека назад, имеет очень современный контекст, поставил в Иркутском драматическом театре режиссер Геннадий Шапошников. Спектакль «Прощание с Матерой» по произведению Валентина Распутина приурочен к 80-летнему юбилею писателя.
– Мы определили жанр спектакля как драматическую повесть. Здесь играется не просто роль, а нечто большее – какой-то воздух вокруг роли. В итоге у нас получилось полифоническое произведение. И одна из его главных линий касается человеческой памяти и понятия родства как рода. Мы размышляем о том, что такое память поколений, куда она девается у русского человека? Почему именно наше поколение эти корни потеряло? И главный вопрос: как можно построить будущее, не имея прошлого? В последнее время эта тема меня сильно тревожит, но ответа у меня нет, – говорит Геннадий Шапошников.
События постановки разворачиваются в декорациях русской деревни вокруг огромного пня. Скорее всего, это тот самый могучий листвень, который не смогли срубить и сжечь в повести Валентина Распутина, и он гордый и непокоренный ушел под воду вместе с Матерой. Видимо, новое время подсказало режиссеру и главному художнику театра Александру Плинту иную трактовку образа.
– Мы встречались с жителями затопленных деревень, и это повлияло на наше видение спектакля, – рассказал Геннадий Шапошников. – Тут как раз тот случай, когда твои ожидания не оправдываются, но ты получаешь взамен нечто другое, гораздо более страшное и жесткое, и оно вплетается в твое произведение. Это тотальная гибель русской деревни – то, чего нельзя найти в повести Распутина, но можно почувствовать в воздухе его произведений. Как бы нам не рассказывали, что село поднимается, и деревня загублена не сегодняшним временем.
Остров, где находится Матера, предстает перед нами накануне гибели, когда людям предлагают за несколько месяцев собраться, убрать урожай, бросить кладбища, где лежат их предки и сжечь свои дома. Кстати, для многих современных зрителей эти чудовищные подробности зачистки ложа ГЭС стали откровением.
В центре истории три поколения одной семьи. Героиня спектакля старуха Дарья (народная артистка РФ Наталья Королева) является хранительницей генетической памяти рода. Не случайно возникают образы ее отца и матери (Алексей Лобанов, Милена Антипина), чей голос слышит только она, и которые дают ей наставления.
– Матера – это наша матрица, генетический код, и если мы его потеряем, то все погибнем, – так сформулировала идею спектакля Наталья Королева.
Кстати, у тех, кто видел постановку драмтеатра «Последний срок», невольно может возникнуть сравнения образа Дарьи со старухой Анной, которую также достоверно исполняет Наталья Королева. Но несмотря на то что прототипом этих двух героинь стала бабушка Валентина Распутина – Мария Герасимовна, образы эти трудно сравнивать.
– Это разные героини, но возможно, что старуха Анна в «Последнем сроке» – продолжение Дарьи из «Прощания с Матерой». В том смысле, что это характер такой же силы. Она на своем горбу тащит все: дом, мужиков, плуг, детей, и все, что мы называем «крестом», – считает Геннадий Шапошников.
Сын Дарьи Павел (заслуженный артист России Степан Догадин) еще не совсем потерял связь с родной землей, ему еще жалко Матеру, а вот ее внук Андрей (артист Сергей Дубянский) уже оторван от нее, ведь он собирается пополнить ряды первостроителей ГЭС и «пускать воду» на родную деревню.
Перед тем, как дать пришлым спалить свою избу, Дарья прибирается в ней, в финале разбрасывая по полу цветы, словно поминая все поколения, которые жили в этом доме, и саму Матеру. А когда она дает команду: «Зажигайте!», над ее головой загораются огромные электрические лампы, которые буквально ослепляют своим белым холодным светом.
Спектакль в метафорической форме показывает нам всю глубину переживаний людей, которых выгоняют из родного дома. Перед нами возникает трагическая история Настасьи (заслуженная артистка России Наталья Двинская), муж которой Егор (заслуженный артист России Владимир Орехов), переехав из деревни в город, зачах и умер в квартире. Сочувствие вызывает судьба Катерины (артистка Нина Полякова), чей сын Петруха (артист Алексей Орлов (I)) спалил родной дом и оставил мать на улице, а потом подрядился жечь за деньги дома в соседней деревне, которая также попадает в зону затопления. Некуда приткнуться в новой жизни Симе (артистка Эмма Алексеева) с малолетним внуком Колькой (Платон Власевский) и живущему на выселках Богодулу (заслуженный артист России Николай Дубаков). Поэтому представители старшего поколения вместе с Колькой остаются на острове, исчезая в тумане вместе с Матерой.
Спектакль заставляет задуматься не только о гибели деревни, но и о том, что люди в нашей стране, несмотря на такие пронзительные произведения, как «Прощание с Матерой», не делают выводов из прошлых ошибок, если они повторяются на новом витке истории.
Источник: