Будь в курсе
событий театра

Мастер выходит на сцену

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Высокое звание Мастер народному артисту, лауреату Государственной премии Виталию Венгеру присвоено давно. Носит он его с честью и достоинством.

На его юбилейном вечере в областном театре драмы им. Охлопкова был переаншлаг: зрители сидели не только в креслах, на приставных стульях, но и стояли у стен, в проходах. На тесноту никто не жаловался — лишь бы увидеть, стать причастным к торжественной значимости незабываемого вечера. Венгер — любимец публики, кумир, корифей сцены. Увидеть его в премьерном спектакле, да еще по случаю бенефиса, — везение великое.

Мастер представлял свой талант, дарованный ему Богом, в образе Тевье-молочника в «Поминальной молитве» Григория Горина, написанной драматургом по мотивам произведения Шолом-Алейхема. В этот вечер он играл не просто человеческую судьбу. Нет, он играл философию жизни че-ловека — простого, великого, трогательного и смешного. Фразы-афориз-мы, весь текст пьесы Венгер произносил как обобщение народной мудрос-ти, накопленной им вековым умением быть терпимым, счастливым, не терять присутствия духа в горе и страданиях.

Шолом-Алейхем писал историю судьбы еврейского народа — у него получилась единая судьба простых людей, национальность которых — бедность, доброта, ум. Венгер, обобщая характеры многих людей, напол-нил образ своего героя живым теплом любящего сердца, умением понять душу ближнего и сострадать его беде.

Тевье-Венгер тащит телегу по сцене, пустую или наполненную детьми, как поклажу — символ всей его жизни. Но эта тяжелая работа в бенефисный вечер показалась символом жизни самого артиста, с его многочисленными ролями и театром-семьей.

Спектакль «Поминальная молитва» заставлял зрителей постоянно взрываться аплодисментами, плакать, смеяться, понимать простые истины бытия. Венгер играл его легко и вдохновенно, мудро и щедро, играл так, как умеет только он один.

Ошеломленная и счастливая публика долго не отпускала артистов со сцены, одаривая их цветами, выделяя особо юбиляра и удивляясь тому, что отмечает он свое семидесятилетие.

В торжественно-шутливой части вечера, на которой мастер принимал поздравления от своих поклонников и коллег по актерскому ремеслу, было по-домашнему тепло, уютно и весело. А началось с того, что всем присутствующим зрителям-гостям раздали по баночке джин-тоника с изображением портрета юбиляра на этикетке и его тостом: «Ваше здоровье!». После такого призыва не выпить было нельзя, говорить длинные речи — тоже.

Были краткими и абсолютно искренними поздравления вице-губер-натора Владимира Матиенко, вице-мэра Сергея Дубровина и всех пред-ставителей многочисленных фирм, банков, акционерных обществ, при-шедших выразить свое почтение актеру Виталию Венгеру. Более всех потряс своим немногословием Владимир Соколов — художественный руководитель Театра пилигримов, он просто прошел по сцене, снял шляпу и подарил ее юбиляру.

Понимая историческую ответственность момента, все театры не преминули блеснуть остроумием, душевной теплотой, выразить искрен-нюю любовь первому артисту города. ТЮЗу — 70 лет, юбиляру — 70 лет: актрисы этого театра замечательно обыграли ситуацию, выйдя на сцену в образах старушек — вечных пионерок. Кукольники вывели на сцену самый «сексапильный» персонаж своего спектакля для взрослых «Лекарь поневоле» — Кормилицу (куклу с выдающимися грудями) и «Старичка» — Венгера в день его 100-летнего юбилея. Блистательным было трио Музыкального театра — заслуженного артиста Владимира Яковлева, Вячеслава Варлашова и Николая Мальцева. Их персонажи — хохол, таджик и еврей, все были с пейсами и в шляпах. Они пели здравицу в честь юбиляра, шутили, обыгрывая каждую фразу как рефрен фамилии Венгер. Ангарский народный театр «Чудак» тоже не преминул прочесть оду любви юбиляру.

Трогательным было поздравление студентов — учеников Виталия Константиновича. Да, они все его ученики, потому что он художественный руководитель театрального училища. Дети, как называют студентов актеры, пели и танцевали мелодии юности Мастера, а самый молодой участник номера в заключение искренне сказал: «Я бы в Венгеры пошел, пусть меня научат».

Как всегда, остроумными и «капустно»-веселыми были журналисты — главный редактор «Восточно-Сибирской правды» Геннадий Бутаков, президент «СМ-Номер один» Олег Желтовский и журналисты Любовь Сухаревская, Станислав Гольдфарб, Олег Харитонов и поэт Анатолий Кобенков.

Одним словом, никто не хотел выглядеть перед остроумнейшим Виталием Венгером скучным и монотонным, каждый выступающие демонстрировал талант острослова, яркого, энергичного и веселого. Не-смотря на поздний час (было около полуночи), насмеявшись вдоволь зал притих, слушая в конце вечере заключительное слово Венгера, который благодарил своих родителей, замечательную жену Эльзу Павловну и, конечно, коллег по работе — актеров. Финальные аплодисменты принимала вся труппа — подлинная семья замечательного мастера иркутской сцены.

Автор: 
Светлана Жартун
06.06.1998