Будь в курсе
событий театра

«Макбет» выйдет на сцену последним в этом сезоне

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова под занавес своего 166-го сезона готовится выпустить мощную премьеру. С 13 по 15 июля на главной сцене состоятся первые показы одной из самых известных и кровавых пьес Уильяма Шескпира — «Макбет». Спектакль ставит заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, лауреат Государственной премии, профессор Валерий Анисенко, который около 20 лет назад покорил своими шекспировскими постановками Англию. Он убежден, что написанная четыре столетия назад пьеса говорит о сегодняшнем дне. Жажда власти, борьба за трон, дворцовые заговоры, жестокие убийства, кровь, умножающая кровь — история, написанная в XVI веке о событиях, отдаленных еще на пять столетий назад, в последнее время обрела невиданную актуальность. «Когда мы решили ставить «Макбета», мы никак не могли предположить, что за этот материал возьмутся чуть ли не по всей стране, — говорит директор Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов. — Быть может, мы уловили дух времени».

Действительно, в этом театральном сезоне классического Шекспира поставили многие. Меньше трех месяцев назад свой «Макбет» вышел на сцене МХТ имени Чехова в постановке польского режиссера Яна Кляты и заставил говорить о себе всю столичную театральную публику. Некоторые сцены в этом спектакле сыграны буквально на голове, а шотландские воины ХI века одеты во вполне современный камуфляж. У белорусского режиссера Валерия Анисенко подход к Шекспиру совсем иной, хотя и тоже не без собственного вмешательства. Так, например, он может позволить себе вырезать несколько сцен из оригинальной пьесы, которые, по его мнению, не работают на предложенную идею спектакля. Но подход к существованию артиста на сцене остается классическим — режиссер приверженец традиций русского психологического театра и готов останавливать актеров на репетиции до тех пор, пока сам не поверит их игре. Около 20 лет назад его спектакли по Шекспиру уже оценили на самом авторитетном форуме — Эдинбургском театральном фестивале, на родине драматурга. Первой Валерий Анисенко свозил в Англию постановку по «Ричарду III» и настолько впечатлил всех, что ему заказали еще два спектакля — «Макбет» и «Гамлет», с показами которых он вместе с труппой своего театра проехал с гастролями по Великобритании. «Макбет» в шотландской прессе был назван «театральным событием, которое не имело аналогов в 50-летней истории Эдинбургского фестиваля. Зрители увидели уникальный синтез феерии, страсти и насилия». Сегодня Анисенко ставит «Макбета» в Иркутске, но подчеркивает, что ничего общего с его прошлым спектаклем эта постановка иметь не будет.
 

«От моего прежнего спектакля осталась только пьеса, да и то моя версия, которая отличается от оригинала, — говорит режиссер. — Здесь совершенно другое сценографическое и костюмное решение, абсолютно другая труппа, с которой мы заново ищем художественное решение этой пьесы. Шекспир столь многогранен, что его можно открывать заново бесконечно». Для Валерия Анисенко эта пьеса абсолютно лишена мистики, несмотря на то что одну из ключевых ролей в произведении играют три ведьмы, предсказания которых несколько раз сбываются. «Для меня нет никакой мистики в этом спектакле. Ведьмы — это наши скелеты в шкафу, потаенные темные мысли. У любого человека они есть, а здесь мы просто выводим их на сцену, — объясняет свой замысел режиссер. — Мой спектакль о том, что преступления не проходят безнаказанно. Для меня это не средневековая драма, а сегодняшняя жестокая история».

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Антон Кокин
07.07.2016