Будь в курсе
событий театра

Любовный квадрат

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П.Охлопкова состоялась премьера спектакля «Квартет для двоих» по пьесе Анатолия Крыма.
 

Постсоветское государство, постсоветская квартира, постсоветские люди. Евгений (засл. арт. России Геннадий Гущин) — позабытый композитор на пороге шестидесятилетия. Автор нескольких шлягеров… двадцатилетней давности все еще грезит написать квартет — шедевр и работу всей его жизни. 35 лет он женат на Екатерине (засл. арт. России Елена Мазуренко), но их брак нельзя назвать счастливым — примерно раз в пятилетку композитор обвиняет жену в творческом кризисе, непонимании и уходит из дома…
 

Во время очередного «развода» Евгений вдруг заявляет, что не собирается никуда уходить. Вместо этого он приводит домой свою новую возлюбленную, девятнадцатилетнюю студентку консерватории Женю (арт. Анастасия Шинкаренко). А раз третий не лишний, то четвертый и подавно — и в двухкомнатной квартире поселяется Вадим (арт. Иван Гущин), молодой кавалер Екатерины.
 

Сама история, рассказанная в пьесе Анатолия Крыма, — просто два дня из жизни, вырванный эпизод без начала и без конца. Да, можно сказать, что завязка у сюжета есть, но при просмотре (да и при прочтении) складывается впечатление, что история началась давным-давно. И, несмотря на мистически-иронический финал от автора, история так ничем и не заканчивается.
 

Режиссер-постановщик назвал этот спектакль мелодрамой, хотя при просмотре зрителю для самого себя все равно сложно определить жанр. И если в пьесе это не так остро ощущается, то при постановке на сцене обнаруживаются внутренние противоречия, которые возможно сгладить только убедительной актерской игрой. Все обстоятельства, персонажи, мотивы и диалоги образуют комедию, фарс вроде тех, что мы уже много раз на сцене видели. В итоге так и получается, зритель должен быть доволен метким юмором, которого здесь много. Но объект высмеивания и иронии — «нераскрывшийся талант» Евгений с его пороками: лицемерием, эгоизмом, самомнением и даже глупостью — не главное в «Квартете».
 

Горе-композитору, заварившему кашу в собственном доме и в жизни, в итоге достаются все тумаки и всеобщее осуждение. Хотя не может он один быть виноват в проблемах семьи, состоящей из двух человек. Муж и жена не слышат друг друга; это легко заметить, наблюдая за бытом супругов и до, и после появления в доме новых жильцов. В этом смысле интересно построены декорации — между комнатами героев есть дверь, но нет стены — они сами создали себе барьер, которого придерживаются. Лишь в конце барьер куда-то пропадает, и герои спокойно перемещаются между комнатами, минуя дверь. Показательно, что это происходит, когда все точки над «и» расставлены, эмоции доведены до предела и все, что герои 35 лет держали в себе, было наконец-то высказано.
 

«Господи! Ведь на Земле 6 миллиардов человек, а все такие... глухие!», — говорит героиня Елены Мазуренко, точно характеризуя всю ситуацию.
 

Геннадий Гущин в очередной раз убедительно совмещает игру на сцене и постановку. Его Евгению веришь, и этого не получилось бы достичь без детальной работы актера над образом. Один из главных «козырей» спектакля вообще — дуэт Геннадия Гущина и Елены Мазуренко. Но всем артистам пока не хватает сыгранности, «химии», и это мешает ощущению естественности происходящего. Справедливости ради, стоит заметить, что премьера состоялась только в начале октября. Все, что нужно актерам, — это время. В итоге может получиться интересный спектакль: снаружи — динамичная комедия с юмором на грани, внутри — поднимающая серьезные вопросы драма.
 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Андрей Мукин
09.11.2015