Любовь, которая была сильнее смерти
Разработка сайта:ALS-studio
Встреча со школьниками после спектакля «Орфей и Эвридика»
21 января после просмотра спектакля «Орфей и Эвридика» Ж. Ануя в постановке заслуженного артиста России Александра Булдакова и режиссёра Геннадия Шапошникова состоялась встреча учеников восьмых и девятых классов Лицея № 36 с заслуженной артисткой России Татьяной Двинской (исполнительница роли матери Эвридики) и актёром Александром Братенковым (исполнитель роли Орфея).
В начале разговора ребята рассказали, что на занятиях по Мировой художественной культуре читали древнегреческие мифы, среди которых был и тот, что повествует о любви Орфея и Эвридики. После школьники смотрели оперу Клаудио Монтеверди, посвящённую этой же истории. Потому они давно хотели попасть на спектакль Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова, чтобы сравнить, узнать и почувствовать, открыть для себя что-то новое. Достаточно сложный материал восьми -девятиклассники восприняли хорошо.
– Заслуженная артистка России Татьяна Двинская
– Это интеллектуальный французский театр, одна из «чёрных» пьес Жана Ануя, который в основу своих произведений чаще всего брал греческие мифы и легенды. Пишет же он про Францию в канун войны, когда люди пресыщены жизнью, не верят в идеалы и в загробную жизнь. В мифе Орфей, выводя Эвридику из царства мёртвых, не слышал её шагов и усомнился в богах. У Ануя же и в нашем спектакле он усомнился в ней. Здесь больше присутствует его личная эгоцентрическая позиция.
Полина, 9 класс:
– Романтическая история – это всегда интересно. Мне понравился герой, всё время сидящий за ширмой и пьющий чай – это же была Смерть? И ещё тот злобный лакей, который всё раскидывал. Очень забавно было наблюдать за матерью Эвридики и Венсаном. Только вот я не приняла поступка Эвридики: то, что она солгала, не сказала сразу всей правды человеку, открывшему ей душу, поверившего своей любимой. И что бросила его потом.
Александр Братенков:
– Но она же написала в письме, что не рассказала Орфею про эти отношения, потому что и отношениями-то их не считала: тогда она спасала человека. И только полюбив, Эвридика стала стыдиться своего прошлого. Выбор-то она сделала! Эвридика пошла за моим героем в одном платье, с маленьким чемоданом. Другое дело, она не предполагала, что директор поедет за ней. Если бы она осталась, к ним пришёл бы Дюлак и перед ней снова бы стал выбор. В нашей жизни на нас многое давит, те же деньги, и мы иногда делаем не честный выбор, поступаем не по сердцу, а по логике. Мне кажется, что этот спектакль учит людей быть лояльными, терпимыми, учит прощать того, кого любишь, что бы в его жизни ни случалось, как бы он ни поступил.
Заслуженная артистка России Татьяна Двинская:
– Мне кажется, Эвридика ушла, чтобы Орфей запомнил счастливые моменты их жизни, её наивность, её стыдливость. Чтобы это единение, эта радость перевесили то плохое, что расскажет про неё Дюлак.
Александр, 8 класс
– Почему Орфей ради девушки оставил отца? Ведь бросают ради чего-то большего, но шансы на счастье в этом случае не велики.
Александр Братенков:
– Орфей всё время был при отце. И вдруг внутри у него что-то произошло, и он начинает жить по-настоящему. Все мы взрослеем, и однажды нам приходится пересаживать корни. И потом тут другая ментальность, европейские люди мыслят во многом иначе, чем мы.
Илья, 8 класс
– Здесь я увидел настоящую любовь, которая сильнее смерти, которая может преодолеть любые преграды.
Илона, 8 класс:
– Спасибо за то, что даете увидеть ошибки других людей. За то, что пробуждаете в нас желание поступать лучше. Для нас это очень ценно.
Говорили о том, может ли в современной реальности случиться любовь с первого взгляда. О том, как артист справляется с предлагаемыми режиссёром обстоятельствами. О начале и финале постановки. О странном и загадочном господине Анри…. Завершил встречу Кравчук Александр Ярославович, учитель русского языка и литературы:
– Были вещи, которые меня просто поразили своей образностью. Эта постановка оказалась пронизанной очень важными литературными, мифическими реминисценциями. Например, когда Орфей берёт Эвридику к себе на колени и спрашивает: «Сколько ты весишь?». А она отвечает: «Ровно столько, чтобы не улететь на небо». Или эти монетки, щёлкающие в буфете. Когда древние греки провожали усопшего человека в царство мёртвых, ему клали под язык монету – как плату Харону, перевозчику через реку Стикс. Ребята тут осуждали Эвридику, а ведь Эвридики-то, по сути, живой и не было, она всё время жила как призрак. Судя о ком-то, надо помнить, что каждому человеку рано ил поздно приходится делать нравственный выбор. И каждый принимает своё решение, но от этого выбора зависит вся его дальнейшая судьба. Практически неделя прошла после спектакля, а ребята продолжают говорить о нём, обсуждать. Большое спасибо вашему коллективу за то, что эта постановка оказалась актуальной и интересной даже для молодого человека 14-15 лет.