Будь в курсе
событий театра

Любить -- это тоже работа

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Размышления по поводу новой премьеры охлопковцев

Задолго до премьеры «Старшего сына» по пьесе А.Вампилова в постановке Геннадия Шапошникова в театре имени Охлопкова появилась афиша. На ней был снят в полный свой пятилетний рост ребенок с сияющей улыбкой. Он смотрел на нас из пролома в стене, разделяющей нас более чем на полвека.

Афиша настраивала зрителя на глубокие раздумья о жизни: о ее превратностях и радостях, о счастливых и грустных моментах.

Пространство камерной сцены изменено до неузнаваемости (сценография принадлежит художнику Александру Плинту). По пути в зал зритель попадает на территорию двора, проходит по дощатым тротуарам, по которым через минуту побегут актеры. Так мы погружаемся в атмосферу спектакля еще до его начала. Устроившись в кресле, начинаем исследовать обстановку, находя в ней немало интересных примет времени. Тут и не просыхающая лужа во дворе, и перекинутые через нее доски и кирпичи. Скамейка и штакетник по краям тротуаров дополняют картину типичного предместья, где перемешаны городские и сельские приметы, где частный домик Натальи Макарской с крылечком и окном, выходящим во двор, соседствует с панельной пятиэтажкой постройки времен расселения коммуналок. Здесь и проживает с детьми Андрей Григорьевич Сарафанов.

Интересно познакомиться и с соседями, людьми весьма занятными и интересными. Сосед слева (артист Александр Ильин) имеет обыкновение слушать популярные песни и речи тогдашнего генсека. Похоже, живет он одиноко и бесприютно. Его соседка (Валентина Руденко) -- тоже одинокая душа. Она изредка появляется в окне и с надеждой смотрит на дорогу. На протяжении многих лет она ждет: сына ли, дочь, мужа, внука? Никто этого точно не знает. Еще один житель дома (заслуженный артист России Игорь Чирва) время от времени появляется в проеме окна. Роль эпизодическая, без единого слова, -- в спектакле это человек, бросивший курить и мучающийся от этого, тем и запоминается зрителям… Соседка справа -- озабоченная женщина (Любовь Жилкина) в вечных постирушках и заботах о домочадцах, затурканная главой семейства…

Словом, набор человеческих типов, обитающих в любом, взятом наугад, доме. Такой, почти что феллиниевский, корабль -- мирок, который летит в пространстве, в человеческом космосе. И все мы рано или поздно задаем себе вечный вопрос: а как мы жили? Что сделали в этой жизни хорошего? Кому помогли? Кого осчастливили?

Так «прочитывала» я спектакль Геннадия Шапошникова. Каждый зритель волен понять его по-своему. Ведь любой спектакль -- это повод к размышлению, к разговору на темы, волнующие каждого из нас: о любви, о душе, об одиночестве среди людей, о счастье…

Допускаю, что для кого-то из зрителей жизнь Сарафанова, его убеждения, его нравственные принципы, по которым он живет, покажутся устаревшими, отжившими. Но почему они могут изменить жизненные установки Владимира Бусыгина, вначале циничного, легко и просто идущего по жизни? Почему ориентируют его на иные ценности? Ведь, попав в дом Сарафанова обманным путем, сочинив сказку про сына, он уже не может так же легко и просто уйти от этого человека. Что произошло в нем за эту ночь? Режиссер дает возможность думать, этого он требует и от нас, от каждого сидящего на этом спектакле.

Он заряжен доброй энергией молодости, так как все основные роли отданы молодым актерам театра. И только роль Сарафанова досталась Николаю Дубакову, заслуженному артисту России, мастеру, актеру разноплановому и глубокому. Его Сарафанов, чудак-мудрец, с детства смотрящий на мир светло и открыто, верит в добро, в любовь, в справедливость. И с этих истин его никто не сдвинет, не переубедит.

«Жизнь умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Она справедлива и милосердна. Героев она заставит усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит». Эти слова вкладывает в уста Сарафанова Александр Вампилов, и разве не звучат они как евангельские истины?

Казалось бы, так легко и просто любить человека. Но на деле не все проходят даже это испытание. Потому что любить -- это тоже работа. Любить так, как любит Сарафанов, умеют не многие. Но и оценить это могут не многие, а только те, в ком еще сохранилась живая душа. И как знать, если бы Бусыгин не встретился с Сарафановым -- не стал бы он похожим на Зилова, который мучается муками совести от собственных поступков, но измениться уже не может? Бусыгин от этого «спасся», так как судьба вовремя привела его в дом к Сарафанову. А вот Сильве не удалось преодолеть испытания, его душа осталась закрытой.

Думаю, спектакль еще будет расти и развиваться, и молодые актеры будут расти вместе с ним, опираясь на опыт старших, учась и открывая для себя все новые и новые оттенки в характеристиках своих героев. Я вижу, как трепетно, тщательно, добросовестно они готовятся к спектаклю, как бережны к слову Вампилова, как чутки к каждому замечанию режиссера. И если не все пока получается, не это главное. Разве каждый из нас может сказать, что у него сразу все было идеально?

Так что пожелаем ребятам и спектаклю, который только что родился, счастливого долголетия.

Автор: 
Лора Тирон
06.11.2007