«Лошадка»: многолетняя история нелюбви на сцене иркутского драмтеатра (Культура38)
Разработка сайта:ALS-studio
Первой театральной премьерой в Иркутской области в 2024 году стал спектакль по современной монопьесе российского драматурга Юлии Тупикиной и артистки Сарапульского драматического театра Ольги Богословской «Лошадка».
Произведение написано по событиям биографии Ольги Богословской. Спектакль поставили в пространстве «Другой сцены» Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. Эскиз к нему режиссёра Александра Баркара победил в сентябре на Творческой лаборатории «ВАМПИЛОВ.FEST».
В постановке раскрывается тема потерянной любви, несчастий и ошибок, которые преследуют женщин из поколения в поколение. Повествование ведется от лица обычной театральной швеи, которая когда-то в детстве мечтала стать актрисой и обрести любовь, но ни одно из этих мечтаний так и не сбылось. О тернистой женской доле главная героиня рассказывает на примере своей семьи. Так обычная экскурсия по пошивочному цеху театра на глазах зрителей превращается в проникновенную исповедь.
Главную героиню Марианну блестяще сыграла актриса Виктория Инадворская. В процессе исповеди на сцене в роли оживших воспоминаний возникают её бабушка в молодости, которую играет Анастасия Ермолина, мама (Екатерина Финк), совсем юная главная героиня и ее дочь, обе роли которых исполняет Дарья Горбунова. В воспоминаниях оживают и возлюбленные этих женщин.
Страх, вой, ад…
В первой истории повествуется о том, что произошло с бабушкой главной героини Люсей в 1941 на войне. Роковой случай разлучил возлюбленных на долгие годы. В конце исповеди Люся сделала сложный выбор в ситуации, в которой нет правильного решения. Но он повлиял и на ее потомков.
Только не подведи…
Дальше следует история дочери Люси и мамы Марианны, Оли. Судьба поманила перед носом юной девушки яркой, страстной и взаимной любовью, а затем отняла ее. И вновь героиня встала на распутье, где нет черного и белого, а любое решение влечет за собой тяжелые последствия. Тогда она решила не повторять судьбу матери и сделала противоположный выбор. И вновь осечка, несчастье и одиночество, на которое обречен каждый член внешне образцовой семьи.
В общем, ускакала лошадка…
Завершающей аркой становится история любви главной героини, а также рассказ о ее собственной дочери. С каждым поколением женщины в этой семье все несчастнее. Очередное стремление найти и удержать настоящую любовь ни к чему не приводит. Даже попытка повернуть время вспять не может исправить злой рок.
Их всех объединяет одно — эти женщины любят свой недостижимый идеал, лелеют прошлое, отдают себя несбыточной мечте без остатка, забывая о тех, кто рядом. Их дети умирают без материнской любви, толком не начав жить, и строят свою судьбу, не умея любить. И такой выбор делает каждая женщина в этой истории, включая главную героиню.
Александр Баркар, участник множества лабораторий и режиссер, проводивший постановки спектаклей в театрах России от Калининграда до Сибири, описал жанр спектакля как «вальс женской судьбы». Перед началом финального прогона спектакля режиссер попросил зрителей обязательно дать обратную связь, особенно если есть замечания или пожелания. Показательно то, что среди зрителей не нашлось никого, кто хотел бы внести правки в постановку.
Сам режиссер неоднократно замечал, что пьеса получилась очень честной и близкой большому количеству женщин. И именно женщинам он адресовал спектакль. Однако, несмотря на задумку Александра Баркара, эта постановка будет интересна и мужчинам. Судьбу героев авторы пьесы не обошли стороной и яркими, точными фразами и сценами показали масштаб их трагедии, преодолеть которую они были не в силах.