Будь в курсе
событий театра

Литературный вечер с Евгением Водолазкиным

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

С 16 июня на Основной сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова откроются Литературные вечера «Этим летом в Иркутске». С гостем первых встреч — советником президента России по культуре и искусству, праправнуком Льва Толстого Владимиром Толстым — читатели познакомились в позапрошлом номере. Сегодня речь пойдет о Евгении Водолазкине, встреча с которым пройдет 18 июня.
 

Евгений Германович, сотрудник ведущего центра по изучению русской литературы, уникального хранилища рукописей и первых изданий произведений великих отечественных поэтов и писателей — Пушкинского Дома РАН. Учреждение это, по существу своему, очень терпимое и лояльное: там с интересом воспринимают все течения, все вариации современной литературы, подходя к ним с внимательной исследовательской стороны.
 

В Петербург Евгений Водолазкин приехал из Киева, где в 1986 году окончил филологический факультет Государственного университета имени Т.Г.Шевченко. Студентом он был очень увлечен творчеством писателя Николая Лескова, посвятил ему дипломную работу и именно в его произведениях нашел свой путь — любовь к церковному, древнерусскому языку. Счастливый случай и желание заниматься старославянским и привели в его в Отдел древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН. И вот почти двадцать пять лет доктор филологических наук, специалист по старославянским рукописям, известный писатель Евгений Водолазкин работает в этом удивительном месте, которое называет своим домом в самом близком для человека смысле этого слова.
 

Научным руководителем и жизненным наставником Евгения Германовича был выдающийся искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Помогая учителю, Евгений Германович принимал участие в подготовке энциклопедии «Слова о полку Игореве» и «Библиотеки литературы Древней Руси», последние тома которой издаются до сих пор.
 

Долгое время Евгений Водолазкин занимался исключительно наукой, по-хорошему «скучной», точной, по возможности максимально исключающей субъективный взгляд. Но однажды к ученому пришло понимание, что за время работы, общения с интересными людьми у него накопились опыт и мысли, настойчиво требующие выражения. И Евгений Германович решил соединить рациональную работу — научную деятельность — с трудом души и фантазии.
 

Литература привлекла его как попытка времени по-своему ответить на вечные вопросы бытия, возможность осмыслить, объяснить и принять его. В соавторстве с коллегами были изданы книги «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские», «Дмитрий Лихачев и его эпоха. Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии». В 2009 году был опубликован роман «Соловьев и Ларионов», позднее вошедший в шорт-лист самой авторитетной в России премии среди писателей «Большая книга» и ставший финалистом Премии Андрея Белого. В этом произведении идет речь об историке Соловьеве, который начинает изучать жизнь генерала Белой армии Ларионова, и это исследование удивительным образом влияет на его жизнь, изменяя ее к лучшему. Это роман о том, как не случайно все, что с нами происходит. Здесь слышны и автобиографические нотки: прадед писателя, директор Санкт-Петербургской гимназии, в Гражданскую войну ушел добровольцем в Белую армию.
 

 ***

В 2009 году был опубликован роман Водолазкина «Соловьев и Ларионов», позднее вошедший в шорт-лист самой авторитетной в России премии среди писателей «Большая книга» и ставший финалистом Премии Андрея Белого. В этом произведении идет речь об историке Соловьеве, который начинает изучать жизнь генерала Белой армии Ларионова, и это исследование удивительным образом влияет на его жизнь, изменяя ее к лучшему. Это роман о том, как не случайно все, что с нами происходит. Здесь слышны и автобиографические нотки: прадед писателя, директор Санкт-Петербургской гимназии, в Гражданскую войну ушел добровольцем в Белую армию.

 ***

Через некоторое время Евгений Германович принялся за другой значительный литературный труд — неисторический роман «Лавр». Неисторический потому, что он не относится к какому-либо периоду, герои его говорят и на старославянском, и на современном языке, используя слова с латинскими корнями, канцелярит и даже аббревиатуры. Это роман о житии юноши, изучающего искусство народного врачевания, а позже (после смерти горячо любимой жены) инока, отдавшего свою жизнь имени и памяти возлюбленной, святого человека, силой веры своей свершающего чудеса. «Это книга о милосердии, любви и преданности, о пути к Богу, о пути к Человеку, о том, чего так не хватает в наше время», — рассказывает автор. Святой человек — это не тот, кто прожил всю жизнь, ни разу не согрешив. Это тот, кто до конца раскаивается, изживает, искупает свои грехи.
 

В одном персонаже Евгений Водолазкин соединил жития нескольких русских святых, в том числе юродивых: Ксении Блаженной, которая после смерти мужа назвала себя его именем и посвятила ему всю жизнь; северного святого Варлаама Керетского; Василия Блаженного; Николы Кочанова. При этом писатель хорошо знает места, о которых пишет: и северную часть нашей страны, и весь путь, который прошел в книге его герой паломником до Иерусалима. Роман «Лавр», по мнению критиков и писателей, был главным литературным событием 2012 года, стал лауреатом премии «Большая книга» 2013 года, премий «Портал» и «Ясная Поляна», вышел в финал «Русского Букера».
 

 ***

В литературном плане Евгений Германович определяет наше время как уникальное. По его словам, сейчас идет очищение языка от наращенных ранее смыслов. Ведь все они были использованы множеством авторов, имеют уйму явных и подразумеваемых значений, так называемых вторых этажей. Кажется, все уже сказано. На самом же деле сейчас идет процесс расставания этих смыслов со словом, после чего у него появляется возможность нести на себе новую информацию. Это дает необычайные возможности современным писателям.

 ***

В рамках научной деятельности Евгений Водолазкин читал лекции в Санкт-Петербургском и Мюнхенском университетах. Участвовал в ряде конференций в России и за рубежом, в том числе в международных съездах славистов в Кракове и Любляне. В Мюнхене им была опубликована монография «Всемирная история в литературе Древней Руси», в которой разработана и обоснована новая концепция древнерусского исторического повествования.
 

— Интересно, что в Европе о смерти вообще не принято говорить, — рассказывает Евгений Германович. — Она не является частью жизни, в то время как для русской литературы, древнерусской и классической, — это очень важная тема. Прогресс, улучшение условий жизни почему-то ведут к отрицанию неудобных тем, игнорированию не очень приятных моментов обыденной жизни. Человек в стремлении к комфорту не хочет, чтобы его беспокоили такими вещами.
 

В литературном плане Евгений Германович определяет наше время как уникальное. По его словам, сейчас идет «очищение» языка от наращенных ранее смыслов. Ведь все они были использованы множеством авторов, имеют уйму явных и подразумеваемых значений, так называемых вторых этажей. Кажется, все уже сказано. На самом же деле сейчас идет процесс расставания этих смыслов со словом, после чего у него появляется возможность нести на себе новую информацию. Это дает необычайные возможности современным писателям.
 

 ***

Евгений Водолазкин говорит о том, что для него всегда интересен человек: и в науке, и в литературе. В рукописяхXIV века, в описаниях жития видно не только героя, но и автора, интересно за ним наблюдать, пытаться понять, как и чем он жил. Человек для Евгения Германовича очень важен. Поэтому и на баррикады он сейчас не пошел бы: социальные проблемы таким путем решить невозможно, и, наверное, стоит вернуться к банальной истине — разберись сначала в своей душе, попытайся сделать себя лучше.

 ***

Кроме того, владение информацией стало жизненно важной необходимостью практически каждого человека. Все так быстро меняется, и слово стремится как можно ярче, как можно точнее и оперативнее передавать новые сведения человеку, отражать события сегодняшнего дня. Потому, может быть, наши современники намного меньше прежних поколений увлекаются книгами: погоня за информацией кажется им гораздо увлекательнее. Сказывается это и на литературе: все больше писателей создают свои произведения в подобном стиле. Слово хочет наполниться бытием, стать реальным.
 

Евгений Водолазкин говорит о том, что для него всегда интересен человек: и в науке, и в литературе. В рукописях XIV века, в описаниях жития видно не только героя, но и автора, интересно за ним наблюдать, пытаться понять, как и чем он жил. Человек для Евгения Германовича очень важен. Поэтому и на баррикады он сейчас не пошел бы: социальные проблемы таким путем решить невозможно, и, наверное, стоит вернуться к банальной истине — разберись сначала в своей душе, попытайся сделать себя лучше.
 

То, что творится в обществе, является отражением состояния наших душ. Может быть, поэтому Евгений Германович очень «персонален». Даже разговаривая с ним по телефону, видишь его, по изменению голоса четко представляешь выражение лица, внимательные и добрые глаза исследователя. У него есть замечательная способность — отбрасывать шелуху и любя, бережно относиться к сути не только в своих книгах, в теории, но и в жизни. За всеми названиями он видит главное — личность. Дмитрий Лихачев был бы доволен своим учеником, усвоившим главный урок: Евгений Водолазкин стал очень человечным исследователем рукописных текстов.

Автор: 
Ольга Олекминская
09.06.2014