Будь в курсе
событий театра

Лев Толстой лишился дара речи

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутский драмтеатр открыл сезон «Холстомером» 

Неожиданной, но в то же время долгожданной премьерой открыл свой новый сезон Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова. Приглашенный из Москвы режиссер Сергей Землянский вместе с артистами труппы работал над повестью Льва Толстого «Холстомер» около трех месяцев, полностью лишая ее текста. Первый показ состоялся 14 сентября. Спектакль посвятили 190-летнему юбилею классика русской прозы.
 

Выпуск­ник хо­рео­гра­фи­че­ско­го от­де­ле­ния Че­ля­бин­ской ака­де­мии куль­ту­ры и искусств, про­шед­ший шко­лу у ев­ро­пей­ских и аме­ри­кан­ских пе­да­го­гов и хореографов, Сер­гей Зем­лян­ский се­год­ня, мож­но ска­зать, мод­ный ре­жис­сер-постановщик. Раз­ра­бо­тав­ший но­вый те­ат­раль­ный ме­тод, ко­то­рый уже окре­сти­ли Но­вой пла­сти­че­ской дра­мой, он по­ста­вил с де­ся­ток спек­так­лей по всей Рос­сии и за ру­­жом. Глав­ная осо­бен­ность — в том, что в них ар­ти­сты иг­ра­ют без слов — на сты­ке дра­мы, хо­рео­гра­фии и пан­то­ми­мы.
 

По­ста­вив во гла­ву угла язык тела, Сер­гей Зем­лян­ский смог без слов по­ка­зать и лермон­тов­ско­го «Де­мо­на», и пуш­кин­ских «Цы­ган», и го­го­лев­ско­го «Ре­ви­зо­ра», и «Даму с ка­ме­ли­я­ми» Дюма, и «Ма­теринсское поле» Чин­ги­за Айт­ма­то­ва. До­шла очередь до Льва Тол­сто­го и его «Хол­сто­ме­ра» в Ир­кут­ске. При­чем по­ста­вить именно этот ма­те­ри­ал пред­ло­жи­ли в са­мом дра­ма­ти­че­ском те­ат­ре, зная, что идут на весь­ма сме­лый шаг.

 

Пол­но­стью по­ме­нять сам прин­цип су­ще­ство­ва­ния на сцене для мно­гих ар­ти­стов ока­за­лось непро­сто, од­на­ко вся труп­па, ка­жет­ся, с ра­до­стью ра­бо­та­ла над тем, к чему со­всем не при­вык­ла. Каж­дой ре­пе­ти­ции пред­ше­ство­ва­ли из­ну­ри­тель­ные трени­ров­ки, и уже по­том при­хо­ди­лось ис­кать ха­рак­те­ры ге­ро­ев в дви­же­нии и пласти­ке. А учи­ты­вая, что боль­шин­ство пер­со­на­жей этой ис­то­рии — ло­ша­ди, нагруз­ка была про­сто су­ма­сшед­шей. Но спра­ви­лись все, и, кста­ти, это тот слу­чай, ко­гда на сцене ва­жен имен­но ак­тер­ский ан­самбль. И хотя вся ис­то­рия стро­ит­ся вокруг од­но­го ге­роя — пе­го­го коня Хол­сто­ме­ра, даже его иг­ра­ют че­ты­ре че­ло­ве­ка, каж­дый из ко­то­рых вы­кла­ды­ва­ет­ся на все сто.
 

Если кто-то не пом­нит, «Хол­сто­мер» — это по­весть о ста­ром боль­ном ме­рине, кото­рый рас­ска­зы­ва­ет дру­гим ло­ша­дям в та­буне свою дол­гую и пол­ную тя­гот жизнь. По­ро­ди­стый же­ре­бец ро­дил­ся с де­фек­том — бе­лы­ми пят­на­ми и с са­мо­го дет­ства из-за окра­са счи­тал­ся ло­ша­дью вто­ро­го сор­та, хотя был очень здо­ров, крепок и быстр. Даже род­ная мать от­вер­ну­лась от него, но, несмот­ря на это, Холсто­мер не утра­тил веру в доб­ро и че­ло­веч­ность.
 

Соб­ствен­но, имен­но о че­ло­веч­но­сти, по­жа­луй, и по­ста­вил свой спек­такль Сер­гей Зем­лян­ский. Если со­всем не знать по­ве­сти Тол­сто­го и не зна­ко­мить­ся с либ­рет­то (а оно есть в бук­ле­те спек­так­ля), то в сце­ни­че­ском дей­стве про­чи­ты­ва­ет­ся ис­то­рия о бе­лой во­роне, или гад­ком утен­ке, ко­то­рый че­рез все ли­ше­ния и пре­гра­ды, че­рез гру­бость и черст­вость это­го мира идет к сво­е­му лич­но­му сча­стью. В слу­чае Холсто­ме­ра — это по­кой и лю­бовь ближ­не­го. И в спек­так­ле ир­кут­ско­го драмтеатра, в от­ли­чие от по­ве­сти Тол­сто­го, он об­ре­та­ет и то и дру­гое.
 

Ко­неч­но, если из спек­так­ля убрать сло­ва, зна­чит нуж­но уси­лить все дру­гие изобрази­тель­ные сред­ства. И над этим ра­бо­та­ла це­лая ко­ман­да, ко­то­рую ре­жис­сер при­вез с со­бой. Сдер­жан­ные, по­чти ми­ни­ма­ли­стич­ные де­ко­ра­ции и при­чуд­ли­вые ко­стю­мы при­ду­мал за­слу­жен­ный ху­дож­ник Рос­сии Мак­сим Об­рез­ков, бо­га­тую на эмо­ции му­зы­ку на­пи­сал Па­вел Аким­кин, над све­то­вым ре­ше­ни­ем по­ра­бо­тал главный ху­дож­ник по све­ту Мос­ков­ско­го те­ат­ра опе­рет­ты Алек­сандр Си­ва­ев, также уже ра­бо­тав­ший с Зем­лян­ским.
 

В ре­зуль­та­те по­лу­чил­ся очень про­ду­ман­ный во всех от­но­ше­ни­ях, стиль­ный, если не ска­зать эс­тет­ский, спек­такль, ко­то­рый от­крыл не толь­ко но­вый се­зон дав­но знако­мо­го те­ат­ра, но и в ка­ком-то смыс­ле но­вую стра­ни­цу ир­кут­ской те­ат­раль­ной жиз­ни.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Антон Кокин
20.09.2018