Режим для слабовидящих Обычный режим

Летним вечером в драмтеатре

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Вечер, на который запланирован театр, всегда особенный. Есть повод выбрать нарядное платье и туфли, надеть дорогие украшения, взять с собой крохотную театральную сумочку... в неё едва-едва входит помада, ключи и номерок гардероба. Мужчины надевают лучшие костюмы и выглядят по-джеймсбондовски. Раньше женщины специально перед театром ещё и делали причёску в парикмахерской, но сейчас такого уже не встретишь. Зато традиция «театральных сто граммов коньяка» жива и здравствует. Есть ещё десятки разных традиций, обычаев и правил, связанных с театром. Моё обязательное правило - прочитать пьесу, по которой будет спектакль. На этой неделе я смотрела (и читала, конечно, тоже) «Закат» по Бабелю и «Старшего сына» по Вампилову. Это спектакли из репертуара драмтеатра им. Охлопкова, который располагается в сказочно красивом здании, построенном в 1897 году. У Дениса Куренкова можно посмотреть отличную галерею фотографий этого драмтеатра, а я покажу оттуда всего один кадр, да и продолжу дальше про Бабеля и Вампилова.





ОЙ-ВЭЙ

«Закат» Исаака Бабеля - он про Беню Крика, одного из известнейших образов мошенников (наряду с Остапом Бендером) в советской литературе. История о его семье, об Одессе, о двадцатых годах ХХ века, обильно сдобренная еврейскими анекдотами, приправленная музыкой, происходящая на фоне моря, на побережье безграничного Чёрного моря. Оно так и плещется на широченном экране над сценой, отсчитывая прибоем минуты, часы, встречая очередной закат. Собственно, море ещё и потому, что отец Бени Крика - Мендель - биндюжник, что значит портовый грузчик, ломовой извозчик. Его конюшня скоро станет конюшней сына, но пока он не хочет выпускать из рук узду, совершенно не хочет встречать закат. Мама Бени - правильная еврейская мама - и мы услышим столько причитаний и визгов, что позавидует двуручная пила. Специфический одесский говор - со всеми этими «Привээт!», «Одэсса» и «я имею вам сказать пару слов» - непередаваема, хотя вполне можете прочитать «Полутолковый словарь одесского языка», несколько часов отличного настроения гарантированы, - или посмотреть «Ликвидацию» с Машковым и Маковецким, гениальный отечественный сериал (понимаю, произнесены взаимоисключающие слова, но в данном случае - можно). А уже после всего этого открывать и Бабеля, основательно подготовившись. 


Бабель - классик, чьи «Одесские рассказы» и «Конармию» включают в учебные планы и обязательный студенческий список чтения, а на театральные постановки по его книгам приходит множество людей. Конечно, в этом есть заслуга и труппы, и режиссёра. Например, во время исполнения песни «Славное море, священный Байкал» (крайне популярная в то время песня), в солисте можно узнать Бориса Гребенщикова. А сам спектакль представлен в форме съёмки фильма, иногда перерастающего в номер КВН «Тимур и его команда» «Детей лейтенанта Шмидта» - там, где «Михаил Квакин -Чо? -Фигура -Чо? -Остальные хулиганы -Ну чо на? Коля Колокольчиков спит». Реакция актёров на закадровый голос - отдельная песня, добавляющая поводов посмеяться. История не только комичная: трагикомедия, - так вернее сказать. История семьи, поделённая на историю богатства. Подкладка тяжелого кошелька сшита из слез.

Читать Бабеля.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИШЁЛ, УВИДЕЛ, ЖЕНИЛСЯ

Вампилов для Иркутска - один из двух самых важных писателей, вместе с Распутиным. «Старшего сына» экранизировали с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским и Светланой Крючковой в главных ролях. А ещё экранизировали в Голливуде, в 2006 году. Пьесу где только не ставят - от театра на Таганке и драмтеатра Киева до Японии. 


История проста: два пройдохи, чтобы не околеть от холода в ожидании электрички, придумали хитрый способ переночевать в тепле. Подслушав разговор между соседями, один из парней, студент медицинского университета, решил выдать себя за внебрачного сына одного из квартировладельцев. Ииии понеслось. Люди часто надевают разные «маски» и быстро к ним привыкают в обычной жизни, осваиваются. Профессия и должность на работе - это маска и роль, ситуация продавец-покупатель или певец на сцене - тоже роли. Представьте, что вы приехали в другой город, чтобы познакомиться с родственниками: так за полчаса можно научиться называть незнакомую старушку «баушка», а мальчика в пижаме с космонавтами - племянником. Здесь примерно та же ситуация: человек попал в семью, где все внезапно стали своими: появился отец, которого никогда не было, младший брат, измученный первой любовью, а ещё сестра... Сестра оказалась слишком хорошенькой, слишком яркой, слишком дерзкой, а ещё у неё через пару дней свадьба. Надо ли рассказывать, что будет дальше? Надо смотреть. Или читать. Текст здесь.

Посмотреть «Старшего сына» стоило ещё и из-за места его показа: камерная сцена, совсем небольшая, с рядами стульев в шаге от артистов, - это всегда вызов режиссёру. Как обойтись с пространством? Откуда выводить актёров? Какие спецэффекты использовать? А декорации? Нас окуривали дымом из дым-машины («пожар! горим!»), обливали сцену водой, сжигали прощальное письмо в пламени зажигалки, включали светомузыку и «раёны-кварталы-жилые-массивы-я-ухожу-ухожу-красиво», чтобы как-то связать историю с восприятием современных зрителей. Ничто не ново... разве что музыка немного меняется. Впрочем, запись выступления Брежнева нам тоже ненадолго включили, для создания колорита.

Но главное, конечно, всегда за актёрами. Василий Конев в главной роли понравился, очень. Как вступался за брата, как задиристо отвечал мужу «сестры», как флиртовал с соседкой. Но больше всего понравился голос, им он умеет играть особенно хорошо. Говорят, «Гамлет» в исполнении Конева - это что-то особенное. Обязательно посмотрю в новом театральном сезоне. А сезон 2013-2014 скоро закрывается, осталось всего несколько спектаклей. 
___________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ещё одна фотография здания театра работы Дениса Куренкова.
Фотографии спектаклей взяты с официального сайта Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова http://dramteatr.ru.


Театральный сезон был очень удачный. Вспомнить тот же «Кориолан»..., а теперь вот ещё «Старшего сына». Определённо, камерная сцена - моё любимое театральное пространство. 
А у вас?

 

 

 

Автор: 
Ирина Распопина (БУКЕАНАРИУМ)
26.06.2014