Будь в курсе
событий театра

Крымчане осыпали молодых охлопковцев шквалом оваций

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Крымские гастроли Иркутского академического драматического театра имени Николая Охлопкова 11 октября начали яркие выступления охлопковской молодёжи. Первым в Симферополе показали спектакль «Евгения Онегина», который родился как дипломный спектакль иркутских выпускников столичной Щуки.
 

Фрагменты из пушкинского романа в стихах в исполнении молодых актёров обрушивают на зрителя целый ряд отрадных неожиданностей. Достаточно сказать, что в самом начале спектакля ребята начинают прикасаться к музыкальному тексту классика, словно выбираясь из тьмы неведения, незнания, сначала на робкое мерцание свечей, а затем — и в полное торжество «солнца русской поэзии». Они не просто читают изумительные строки, но оживляют их, делая зримыми, дышащими и описательные картины, и лирические отступления, и тонкие диалоги. В одной из первых сцен с неподражаемым юношеским озорством и азартом они заманивают публику в пасторальную деревенскую глушь, полную самых разных деревенских звуков, от петушиного крика до звонких соловьиных трелей. По мере развития сюжета слаженный актёрский ансамбль становится чем угодно: и скотным двором, и крестьянским девичьим хором, и мороком кошмарного сна, и даже модным курортом на водах, где журчат неумолчный фонтан, изображаемый невероятной пантомимой одного из лицедеев.
 

Хрестоматийная классика в таком подвижном, рельефном, заводном исполнении вдруг перестает быть историей позапрошлого века с дальней книжной полки, становится сиюминутно острой, волнующей, касающейся каждого из нас.

Друзья мои, вам жаль поэта:

Во цвете радостных надежд,

Их не свершив ещё для света,

Чуть из младенческих одежд,

Увял…
 

Нам жаль, смертельно жаль. И Ленского, погибшего напрасно (артисты Глеб Ворошилов и Сергей Дубянский), и Онегина, надломившего себя непоправимой ношей свершённого убийства (артисты Иван Алексеев и Николай Стрельченко). И Татьяну, милую Татьяну… (актриса Екатерина Константинова). Не замкнутую молчунью, уткнувшуюся носом в затрёпанный томик Ричардсона, какой она может показаться через дежурный школярский разбор, а искреннюю, открытую, полную юной влюблённости в чудную жизнь, порой даже шаловливую девушку, счастье которой «было так возможно, так близко…».
 

Зрители на пушкинском спектакле, похоже, устали аплодировать, но сдерживать себя были не в силах. Поводы поощрить иркутян они находили почти в каждой сцене. Их восторженный отклик заслужили и забавные пришепётывания доброй старой няни (актриса Регина Бутакова), и важная спесь солидного генерала, очарованного печальной Таней (им стал на минуту-другую Глеб Ворошилов), и жгучие слёзы Ленского, в ночь перед дуэлью думающего о своей обречённой любви (Сергей Дубянский).
 

- Нас очень потрясла дуэль, - делятся покидающие театр старшеклассники. Девчонки смущённо опускают глаза, комментировать пронзительные моменты постановки им тяжело, так сильно впечатление.
 

Их учительница Ольга Васильевна преподаёт школьникам русскую литературу вот уже 40 лет. «Онегина» знает наизусть. Но иркутская постановка стала для нее настоящим открытием.
 

- Некоторые моменты я читаю и трактую совсем не так, - признаётся педагог. - С вашими артистами многое увидела по-новому. И согласилась. Особенно с вашей Татьяной. Да, именно так, просто, сдержанно и проникновенно должна была говорить любимая пушкинская героиня. Бережность вашей молодой актрисы к своему персонажу, ее внутренний аристократизм, неподдельный трепет её сценических переживаний меня убедили и очаровали совершенно. И два Ленских, два Онегина абсолютно не смутили. Зритель прекрасно понимает, что это один герой, и не успевает устать, заскучать, сравнивая голоса и интонации одного и другого. Мы сознаём, что есть внутренний голос героя и герой, который проявляет себя в действии, в поступках. Спектакль очень живой - и это в нём самое драгоценное. Где-то блещет озорство, где-то звучит ирония, где-то говорят глубоко задетые струны сердца. В какую тишину зал погрузился в финале! Мы очень рады, что попали на этот замечательный спектакль.
 

На следующий день, 12 октября, в том же Крымском академическом русском драматическом театре имени Горького в Симферополе молодой актёрский состав Иркутского академического играл притчевую комедию Марии Ладо «Очень простая история». Вечный сюжет о непрошеной, неосторожной любви юных деревенских Ромео и Джульетты в пьесе раскрывается через простодушное восприятие домашней скотины: коровы, лошади, свиньи, собаки и петуха. И тут ещё стоит взвесить, чьи роли ярче и красноречивее, человеческие или «животинкины». Обитателям скотного двора недоступно понимание многих людских поступков и мотивов, например, враждебность хозяев-родителей к первому чувству дочки, жестокое стремление избавиться от не рождённого внука или внучки. Всё фантасмагорично и негаданно в этой чуть наивной притче. Категорически «отказная» поначалу внучка в финале становится счастьем для всей семьи, да и всего подворья. А чтобы это стало возможным, приносятся две жертвы: свинья и отец возлюбленного хозяйской дочки - горький пьяница, не сумевший справиться со смертью жены, но сохранивший чистую, сострадательную душу. Самое невероятное: свинья и протрезвевший сосед после смерти становятся ангелами. Все эти невообразимые события, происходящие на наших глазах, принимаются нами как достоверные благодаря искренней, простосердечной игре молодых артистов, которым удается быть на сцене и комичными, и трогательными, и убедительными.
 

Чуткая публика это горячо оценила. Зритель был на диво отзывчив и доброжелателен в Симферополе. Но в Севастополе днем позднее зал оказался ещё щедрее на выражения бурной поддержки понравившимся исполнителям. Ни один из выпуклых сценических штришков не остался без вознаграждения рукоплесканий. Особенно много их сорвал Глеб Ворошилов, с завидной пластикой и эффектными голосовыми модуляциями воплотивший образ самовлюблённого, трусоватого Петуха. Алексея Орлова (I) в роли забулдыги, получившего святую посмертную миссию, вообще встречали, провожали и сопровождали овациями при каждом сценическом антре. Заключительный общий танец радости всех участников «Очень простой истории» просто потонул в каскадных волнах аплодисментов.
 

«Обалденный спектакль! Шикарный просто!» - говорили, покидая театр, молодые ребята. «Тронули до глубины души!» - благодарили люди старшего поколения. «Какой тёплый приём! - изумлялись радостно наши комедианты. - Мы, наверное, на столько оваций и не наработали».
 

Но это уж позволим судить её величеству публике. Последний притчевый спектакль охлопковцы сыграли в воскресенье 16 октября в Ялте. И снова зрительская благодарность плескала через край. Этот радушный отклик крымчан ребята увезут с собой в Иркутск.

Автор: 
Марина Рыбак
17.10.2016