Будь в курсе
событий театра

Критик в современном театральном пространстве

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
В рамках Байкальского театрального форума в Иркутском драматическом театре состоялось две встречи, посвященные теме существования театральной критики сегодня и ее взаимоотношений с театром. Эти вопросы остро стоят в современном театральном пространстве, а потому вызвали огромный интерес и бурную дискуссию во время обеих бесед.
 
Модератором круглого стола «Театр и СМИ» выступила музыкальный и театральный критик, автор огромного количества книг и статей в региональных и федеральных СМИ, член экспертных советов и жюри Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Лариса Барыкины. Лекцию «Чем театральный критик может помочь театру» прочитал один из самых крупнейших и маститых исследователей современного театрального процесса в России, театровед, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС Павел Руднев.
 
На встречах присутствовали представители СМИ и министерства культуры и архивов Иркутской области, заведующие и сотрудники литературно-драматургических частей и отделов по связям с общественностью региональных театров, руководители муниципальных профессиональных театров и студенты. Кроме того, участие в разговоре приняли известные театральные и музыкальные критики России Александр Колесников и Владимир Спешков.
 
Оба критика обозначили одну из главных проблем для работы театрального критика и журналистка, пишущего о культуре, это практическое исчезновение разделов о культуре в федеральных и региональных СМИ, резкое сокращение профессиональных изданий. Они не только служили площадкой для публикации текстов, но обеспечивали относительную свободу для критика.
 
- Если раньше в каждом областном городе было три газеты и один телеканал. И мы имели дело только с ними. Потом в 90-е случился большой прорыв и много изданий, в том числе много федеральных, в каждом из которых был отдел культуры. Профильные издания получили новую жизнь. Это время, когда о культуре хотели писать и говорить все. В последние годы происходит сворачивание всего, что связано с бумагой, тех изданий, которые печатали о театре. Огромное количество изданий закрыли свои отделы культуры. Легче назвать те, где этот раздел сохранился. Это «КоммерсантЪ», «Российская газета», «Независимая газета» и «Новая газета», – говорит Лариса Барыкина.
 
- В 90-е годы на каждый московский спектакль выходила около 20 рецензий, сегодня театр рад, если можно добиться одной рецензии. Это не проблема лености. Это проблема того, что не существует СМИ. Сегодня написание текста не способно обеспечить семью. Это настоящая подлинная катастрофа для критика. Для критика очень важна независимая экспертиза. Он только тогда ценен, когда он, в самом деле, независим – независим от театра. Критик не может быть агентом какого-то театра, режиссера или драматурга. Критик обязан не быть им. Критик может обслужить только общую систему – российский театр в целом, – рассказал Павел Руднев.
 
Мнения театроведов сошлись и в том, что в настоящий момент совершенно бесполезно и невозможно отвергать понимание того, что социальные сети стали мощным ресурсом и отличным инструментом для театра в непосредственном общении со зрителем и моментальном доступе информации. Кроме того, интернет стал той самой движущей силой объединения театрального пространства, которая позволяет в разы сократить разрыв между театром и молодой драматургией, между театром и молодыми режиссерами.
 
- Критика – это рефлексия искусства. Мы анализируем нашу художественную действительность, наводим мосты между культурными институциями – между театром и публикой, в нашей работе заложена и просветительская деятельность. Но, конечно, у критика, может быть, главная цель – это экспертиза. Одна из тенденций сегодня – это некий крестовый поход против экспертизы. Потому что профессиональные эксперты не всегда нужны театрам. Им нужен PR. И вот это главное и вполне естественное противоречие между критиками и отделами, отвечающими за связи с общественностью в театрах. Но у критика другая задача. Он должен сделать анализ и прогноз, оставить явление в контексте. Но мне кажется, что в отношениях этих двух «крайностей» должны складываться плодотворно и конструктивно. Сейчас все, кто понимает, для чего работают критики и журналисты по культуры, кто занимается литературной частью в театрах, должны понимать, кому доверяет зритель и читатель, – сказала Лариса Барыкина.
 
- Вопрос взаимодействия театрального блогерства и театральной критики. Одно из важнейших свойств постиндустриального общества – это отсутствие сакральности любого знания. Ты не обязан обладать каким-то тайным знанием, чтобы иметь право высказываться. Это ставит перед искусством определенные задачи. Полученное критиком специальное образование вроде бы делает его более крупным специалистом, встраивает его в определенную иерархию, но феномен блогерства разрушает эту иерархию. Потому что интернет, вне всякого сомнения, основное информационное средство. В информационной картине тот будет первым, кто интересно высказался. Это не значит, что над профессией театрального критика нависает большая угроза. Отрада сегодняшнего времени в том, что о театре высказываются очень многие люди, говорят о нем яростно, бесплатно, не пытаясь на этом заработать. Все это работает только на пользу театра. Это возвращает театр в дискуссионное поле,– отметил Павел Руднев.
Фото: 
Анатолий Бызов
31.10.2019