Будь в курсе
событий театра

Крик души

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В марте исполняется год с тех пор, как на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова впервые был поставлен масштабный спектакль «Закат» по одноименному произведению Исаака Бабеля.
 

Автор пьесы переносит нас на сто лет назад, в дореволюционную Одессу. В центре – семейство Криков. Глава семьи, старик Мендель Крик, содержит извозопромышленное заведение. Грубый и нелюдимый Мендель не желает подстраиваться под окружающий его мир и людей, над социальными нормами ставит собственные порядки. Старик ни к чему не стремится и чувствует себя полноправным хозяином в своем доме. Горечь от пролетевших лет, собственной немощи и окружающей бессмыслицы он глушит в трактире.
 

Крик сталкивается с открытой неприязнью двоих своих сыновей молодого гусара Лёвки и в особенности старшего сына, щеголеватого Бени. Дети много лет терпели гнетущую атмосферу в доме, и теперь готовы открыто выступить против отца, взять управление семейным делом в свои руки. Зрителю представлены восемь сцен, по ходу которых будет развиваться конфликт, и, в конце концов, получит свою развязку, непростую, неоднозначную, как и всё действо. Но «Закат» не простая трагедия столкновения отца и детей, отжившего мира и нового. Стараниями команды театра во главе с приглашенным режисёером-постановщиком, заслуженным деятелем искусств России Олегом Пермяковым, мы видим трагикомедию, вместившую в себя многое – от фарса до античной трагедии.
 

Самым существенным новаторством режиссёра стал перенос действия спектакля на съёмочную площадку, таким образом перебрасывается мостик из прошлого в настоящее. Бабелевскую Одессу мы видим в условном павильоне киностудии, и знаменитый город в оформлении сцены обозначают чёрно-белые изображения. Такой ход требует введения новых персонажей: режиссёра и оператора с самой настоящей камерой. Последняя призвана выхватывать крупные планы лиц актёров, эмоции, сделать действие максимально объёмным (особенно это становится заметно в массовой сцене гуляния в трактире). То, что снимает камера, сразу же видит зритель на экране позади сцены. Режиссёр в исполнении Константина Агеева руководит оператором и артистами – самыми настоящими актёрами, снимающимися в кино, а потом уже персонажами спектакля. Поэтому в перерывах между сценами герои будто сбрасывают маски, и мы видим совсем других людей. Но даже здесь колорит пьесы никуда не исчезает – артисты умело вворачивают одесские анекдоты, пока съёмочная группа превращает столовую в спальню, или спальню в трактир.
 

Спектакль глубоко символичен. Много значат здесь детали, на первый взгляд незначительные. Уловить смысл той или иной непросто, но делать это очень интересно, за это стоит благодарить режиссера, а также художника-постановщика, заслуженного деятеля искусств России Александра Плинта. Весомый вклад в атмосферу спектакля внесла и художник по костюмам Оксана Готовская, сумевшая вместе с командой костюмеров передать дух эпохи. Знаменитую еврейскую музыку, а также несколько неожиданных музыкальных сюрпризов дарит знакомый зрителю по ряду спектаклей оркестр театра.
 

В спектакле играет почти весь коллектив театра, от совсем молодых артистов до признанных мастеров. Многим приходится менять несколько ролей по ходу действия, и абсолютно всем нужно передать знаменитый одесский говор. Сложность спектакля ещё и в том, что он масштабен, реплик очень много, и каждую нужно обыграть. Когда на сцене несколько десятков актёров, и каждому требуется вставить свою фразу, очень легко нарушить эту композицию. Но если артистам удаётся передать эмоции правильно, расставить интонации и не выпасть из контекста, мы видим настоящее искусство. Этот спектакль – песня, в которой фальшивить никак нельзя.
 

Два эпицентра эмоций, напряжения в спектакле – сын и отец, Мендель и Бенчик. И, кажется, нельзя выбрать более подходящих на эти роли актёров, чем заслуженный артист России Николай Дубаков и Дмитрий Акимов. Николай Васильевич смог передать терзания Менделя Крика, который получился едва ли не мрачнее, чем в пьесе. Про Дмитрия Акимова можно сказать, что он идеальный одессит – обаятельный одесский бандит в щегольском костюме. Кроме них на сцене зритель увидит почти всех ведущих актёров театра: заслуженных артистов России Якова Воронова, Евгения Солонинкина, Татьяну Двинскую, Игоря Чирву, Александра Ильина и Елену Мазуренко, а также артистов Анатолия Лацвиева, Викторию Инадворскую, Юрия Десницкого и многих других.
 


Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Андрей Мукин
16.03.2015