Королевские страдания
Разработка сайта:ALS-studio
Размышления после премьеры Иркутского драмтеатра «Лев зимой».
Как прекрасно, скажу я вам, дорогие читатели, что истинной и высокой культуре не страшны никакие вирусы и микробы. Она – культура – являла себя в периоды и злосчастной испанки, и мировой эпидемии холеры и чумы, и нынешней пандемии коронавируса. И это не «пир во время», а сознательный и героический «демарш» человеческого бессмертия. Почему-то и премьеру пьесы «Лев зимой» в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова мне хочется ассоциировать с сутью изложенной выше преамбулы.
Написанная более полувека назад американским драматургом Джеймсом Голдменом пьеса «Лев зимой» относит нас к эпохе английского короля Генри Второго. В основе этой пьесы – семейная трагедия короля, у которого три сына, жаждущих любой ценой достичь королевской власти. Женщины, используя интригу любви и ситуативные хитросплетения, также пытаются взобраться на королевские высоты.
Словом, семейные коллизии на уровне семьи королевской. 14-й и немного 15-й век. Далёкие, казалось бы, от нас, живущих в 21 веке. Но режиссёр спектакля, заслуженный артист России Геннадий Гущин, под королевским и английским флёром сумел увидеть схожесть семейных взаимоотношений, заставляя нас убедиться, что источники страданий в любой семье не зависят от социальной принадлежности.
Мне в творчестве Геннадия Гущина всегда импонирует его уважение к автору произведения любой эпохи без попыток переиначить, переосмыслить произведение, прикрываясь сомнительным тезисом «придать ему современную трактовку». В решении любого сценического произведения Гущин стремится предельно чётко обнажить авторский замысел, бережно сохраняя приметы времени.
В образе короля Генри Геннадий Гущин создаёт личность незаурядную, но при том ущербную, безусловно, уверенную в своей правоте и патологически любящую лишь себя. Вряд ли артист Гущин и режиссёр Гущин стремятся вызвать зрительское сочувствие к Генри, но интерес и пристальное внимание к королю и к его деяниям, несомненно, обеспечены.
У Генри три сына – младший Джон, средний Джефри и старший Ричард. Их отношения между собой, источники их человеческой несостоятельности, патологические хитрость, ненависть и подлость достаточно скрупулёзно обнажаются убедительной актёрской интерпретацией Сергея Дубянского, Ивана Алексеева и Антона Залетина. Под стать им и работа артиста Ивана Гущина, который лёгкими штрихами, без излишнего педалирования рисует характер и поступки короля Франции Филиппа.
В пьесе и в спектакле «Лев зимой» два женских образа. Жену короля Генри Элинор мне довелось видеть в исполнении артистки Марины Елиной. В трактовке актрисы и режиссёра Элинор представлена умной, изобретательной женщиной, которая знает злосчастный путь королевских интриг, умеет предвидеть их ход и извлекать из них своё благополучие. Женскую чувствительность и обаяние демонстрирует актриса в борьбе королевы за своё счастье, которого она, к сожалению, не всегда достигает.
Роль французской принцессы, любовницы короля Генри, играет актриса Дарья Горбунова. Очень тонко построено решение этого образа: сначала кажущаяся слабость и безысходность её положения, а потом вдруг проснувшийся хищник, готовый бороться за своё место в английском королевстве.
Несомненно, нужно отметить сценографию спектакля. Художник Виктор Никоненко происходящее на сцене подчинил огромному и впечатляюще объёмному рыцарю, который своим присутствием определяет и географию, и трагедию Плантогенетов.
Необычная и впечатляющая музыка иркутского композитора Андрея Волченкова – где-то грозная, иногда куда-то зовущая и во многом трагически предвосхищающая.
…Заканчивается спектакль «Лев зимой», тухнет на сцене свет, и с ним уходит эпоха короля Генри Плантагенета. Мы идём в век двадцать первый, и почему-то охватывает сердце щемящая грусть.