Король умер. Да здравствует Король!
Разработка сайта:ALS-studio
Сегодня на Другой сцене Академического театра спектакль «Король умирает».
Жизнь меняется стремительно − порой, чтобы перевернуть всё с ног на голову, нужно всего лишь полтора часа. Именно столько времени остаётся главному герою спектакля на осмысление мира и себя, на принятие неизбежности и смирения. Итак, на Другой сцене Иркутского академического драматического театра в очередной раз умирает Король.
Пьеса написана Эженом Ионеско, создателем театра абсурда. Как и все абсурдистские произведения, «Король умирает» сбивает с толку зрителя, привыкшего везде находить логику. На сцене – Беранже Первый, великий государь, который на самом деле уже не имеет власти даже над собственными жёнами. Короля не слушаются подданные, ему не подчиняется природа, и тем более он не в силах управлять смертью – она неизбежно заберёт его сегодня, хотя он ещё молод и здоров. Мир пришёл в хаос, разрушена не только страна, но и планета, и Солнечная система, и Млечный путь – и всё это по вине Короля.
Режиссёрская работа (режиссёр-постановщик − Всеволод Гриневский) многократно усиливает алогичность происходящего. В канву действия вплетены сцены, возмущающие своей парадоксальностью. Например, искренне любящая жена Короля, желая выразить ему свою преданность, вдруг совершает у него на глазах измену с придворным Стражем. Ещё сильнее поражают включённые в спектакль немые гротескные миниатюры. В одной из них Страж (артист Роман Мосьпан) с аппетитом расчленяет и поедает жирную крысу, разбрызгивая по сцене кровь и внутренности, а в другой — гигантская курица насмерть забивает топором своего палача. Попытки интерпретировать эти действия бессмысленны, главное здесь − именно то состояние недоумения и смятения, которое они вызывают.
Король Беранже Первый (заслуженный артист России Игорь Чирва) вопреки ожиданиям не кажется сумасбродным правителем, напротив – его спокойный тихий тон, усталый вид и доброта во взгляде располагают к себе, заставляют сопереживать одинокому и растерянному умирающему Королю. Тесную связь с ним зритель чувствует благодаря разрушению четвёртой стены: Беранже Первый вплотную подходит к публике, и глядя в глаза зрителям, шепчет с тоской: «Народ! Ваш Король умирает...».
Рядом с Королём в тяжёлый момент находятся две его жены, две противоположности. Первая, Королева Маргарита (артистка Евгения Гайдукова) – воплощение рациональности. Она непреложно строга к Беранже, и в конце его пути напоминает ему про все совершённые им грехи и оплошности, укоряет его в жестокости и праздной жизни. Вторая жена, Королева Мария (актриса Анастасия Пушилина) крайне эмоциональна, она мечется по сцене то в слезах бессилия, то в исступлённом желании подбодрить любимого.
Служанка Джульетта (артистка Анастасия Шинкаренко) с безумными выкриками и гримасами дополняет картину абсурда и трагичности. Доктор (артист Александр Братенков), он же хирург, палач, бактериолог и астролог, выдерживая учтивый тон, балансирует на грани с надменностью, и весьма уверенно изрекает бессмысленные фразы о столкновении планет и бесшумности грома.
Сценография и костюмы в исполнении Оксаны Столбинской только подчёркивают нелепость происходящего. Королевский трон стоит в холодном подвале с текущими трубами и огромными крысами. Сам Беранже Первый является перед подданными в неопрятном виде, босой, в майке-алкоголичке, в запачканной мантии и с погнутой короной. Королева Мария наоборот выряжена в белое пышное платье, будто собралась на бал. Медицинский костюм Доктора залит кровью, напоминая о том, что он не только дарит жизни, но и легко их отнимает.
В кратких мгновениях между сценами свет гаснет, зрители остаются в полной темноте, и громкая тревожная музыка Винченцо Беллини и странные неприятные звуки усиливают ощущение смятения.
Абсурдность отдельных слов и ситуаций лишь обрамляет основной смысл спектакля, который кроется в умирании Короля. То, как Беранже Первый меняется, сначала смеясь над смертью, затем пытаясь противостоять ей, его чувство страха и желание выжить любой ценой, так близко всему живому. Смерть непостижима, неуправляема, перед её лицом равно одинок и слаб любой человек, неважно, простолюдин или Король. Неожиданно гармонично вписываются в безумный спектакль глубокие мысли: «Жизнь и смерть только слова. Освободись от определений. Растворись в громаде бытия – и ты станешь безграничен и вечен».
Спектакль «Король умирает» заставляет волноваться, нервничать, недоумевать и восхищаться. Его стоит посмотреть однажды, чтобы насладиться яркой актёрской игрой и проникнуться атмосферой абсурдности. Его стоит смотреть вновь и вновь, чтобы понять тонкое истолкование важнейших вопросов жизни и смерти.