«Комната невесты»: любить и быть счастливой
Разработка сайта:ALS-studio
Иркутский академический драмтеатр готовится к премьере
«Персонажи этой необычной пьесы — только женщины, — пишет во вступлении автор Валентин Красногоров. — Невеста, ее мать, сестра, бабушка, подруги, мать жениха и другие гостьи собираются в комнате невесты перед регистрацией. События пьесы разворачиваются в ожидании исчезнувшего жениха. Тем временем между присутствующими выясняются отношения, вскрываются прежние обиды, со страхом предвидится будущее. Тревога за судьбу сестры и дочери, зависть, ревность, боязнь матери остаться одной, несовместимость семей невесты и жениха, любопытство посторонних — все это сплетается в трагикомический клубок». Накануне премьеры о том, что ждет зрителей на сцене любимого театра, рассказал режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист России Геннадий Гущин.
— Геннадий Степанович, чем вас зацепила эта история?
— Хорошая пьеса о женских судьбах. Тут сильно философствовать не надо: понятный сегодняшнему зрителю текст и по построению, и по смыслу — женщины говорят о своей жизни, об одиночестве, о неудавшемся «полном» счастье. ЗАГС у нас будет представлен как настоящий Дворец бракосочетания, со служащими в ливреях, каретами, костюмами… Получается такая своеобразная история Золушки. Сейчас очень модно проводить вечера, стилизованные под XVII, XVIII века. Наверное, в этом выражается мечта каждой девушки о сказочном счастье, необыкновенном и красивом.
— Работа с исключительно женским составом своеобразна, каковы плюсы и минусы?
— Плюс в том, что ты единственный мужчина, тебе не с кем конкурировать. Внимание в любом случае будет на режиссере. Минусы…. Ну, это же коллектив со своей женской, да еще и актерской психологией. К нему надо подходить очень аккуратно, с любовью. Когда я выстраиваю роль с актерами, то могу применить какой-то лексикон, говорить на грубоватом мужском языке. Здесь нужны деликатность, подобранные и обдуманные слова.
Выстраивая мужскую линию, я в чем-то совершенно уверен. В работе над этим спектаклем больше доверяю актрисам. Например, разбираем сцену, и они говорят, что так женщина сказать не может, потому что испытывает другие чувства. Я вынужден согласиться, и в большинстве случаев это оправданно, потому что актрисы лучше разбираются в состоянии невесты перед свадьбой или во взаимоотношениях невестки со свекровью. Это позволяет мне в работе над материалом постигнуть что-то для себя лично, открыть мир женщины во всех ее проявлениях. Я всегда говорю одно: профессия режиссера и актера дана мне для формирования себя.
— Как вы думаете, мужчинам будет интересно?
— Любому мужчине интересно, когда речь идет о женщине. Может быть, посмотрев спектакль и послушав, о чем они говорят, умный человек для себя что-то смекнет, задумается: и я где-то был невнимателен…
— «Драматическая комедия / мелодрама» — так определяет жанр автор пьесы. Какая из частей здесь весомее?
— Мелодрама. Я очень люблю этот жанр: он заставляет актеров полностью раскрываться. И хотя многие снобы относятся к нему как к низкому, на мой взгляд, мелодрама вполне отвечает сегодняшним реалиям, передает наши переживания. Без них человек просто невозможен.
— Расскажите про центральный в пьесе образ невесты.
— Сегодня молодежь приучают смотреть на женщину сквозь примитивную, смешную призму параметров 90—60—90. Чтобы понять, что такое женщина, почитайте «Бунташный остров» Юрия Нагибина или жуткую документальную книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», посмотрите фильм «Летят журавли». Женщины — это не только те, кто ходит по подиуму, но и те, кто тяжелораненых бойцов вытаскивал с поля боя и посвящал им свою жизнь. Я очень люблю смотреть документальные кадры: показывают колхозницу, как она пашет, ее огрубевшие от работы руки. А взгляни в ее глаза — и увидишь там такой бездонный мир любви и добра…. Женственность ведь не только в маникюре и духах. Женственность — это отношение к жизни, к ее продолжению, ко всему, что вокруг тебя происходит. Это любовь, милосердие, самопожертвование. Во время войны 18-летняя девчонка, ничего еще не видевшая в жизни, баюкает раненого, который кричит от боли, потому что только что ампутировали ногу… А она его берет на ручки и поет колыбельную песенку — женский инстинкт. И скольких они так спасли! Для меня вот это важно. И пусть «Комната невесты» по предложенным обстоятельствам вроде бы безобидна, в этом спектакле мы хотим поговорить со зрителем о настоящей женщине. Та же невеста, Надя, — какой крест она выдерживает! В важный, торжественный день она вынуждена слушать женщин, получивших негативный жизненный опыт. Окружающие доказывают ей, что сказок не бывает, что невозможно жить с ожиданием счастья и не обмануться в дальнейшем. Но у нее нет розовых очков на глазах. Дальше может быть все что угодно, но она просто любит, и в этом ее сила.
Фото: Анатолий Бызов.
На репетиции спектакля «Комната невесты».