Будь в курсе
событий театра

Комедия из-под палки

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Лекарь поневоле» на сцене иркутской драмы.
 

Давно знакомый иркутской публике барнаульский режиссер Олег Пермяков выпустил на большой сцене драматического театра им. Н. П. Охлопкова новый спектакль — «Лекарь поневоле» по пьесе Жана-Батиста Мольера. В 2022 году драматургу исполнится 400 лет, а его пьесы до сих пор актуальны во всем мире. Почему? Над этим вопросом предлагают задуматься в театре, а заодно легко и весело провести время.
 

В цен­тре сю­же­та лен­тяй, плут и вы­пи­во­ха по име­ни Сга­на­рель (Ар­тем Довгопо­лый) — лю­би­мый об­раз Мо­лье­ра. Пока он вя­жет ве­ни­ки на про­да­жу (луч­шей ра­бо­ты он себе ис­кать не же­ла­ет), его жена Мар­ти­на (Да­рья Горбуно­ва) с си­ня­ком под гла­зом и пол­ным рюк­за­ком ма­ло­лет­них го­лод­ных де­тей, же­лая ото­мстить су­пру­гу за по­сто­ян­ные по­бои, стро­ит коз­ни. Двум слу­гам бо­га­то­го гос­по­ди­на Же­рон­та (за­слу­жен­ный ар­тист РФ Игорь Чир­ва), ищу­щим ле­ка­ря для оне­мев­шей до­че­ри сво­е­го хо­зя­и­на, она ука­зы­ва­ет на свое­го мужа — мол, вот ве­ли­чай­ший зна­харь, прав­да, со стран­но­стя­ми, по­это­му, пре­жде чем уго­во­рить его по­слу­жить, его, ско­рее все­го, при­дет­ся хо­ро­шень­ко от­ду­ба­сить пал­ка­ми.
 

В об­щем-то, би­тье пал­ка­ми — это глав­ный дви­га­тель сю­же­та: прак­ти­че­ски каж­дый зна­чи­мый ге­рой бу­дет по­бит, пре­жде чем что-ни­будь сде­лать. Есть ощу­ще­ние, что пер­со­на­жи пе­ре­ко­че­ва­ли в спек­такль из ита­льян­ской ко­ме­дии дель арте, а то и во­все — древ­не­гре­че­ских ди­о­ни­сий­ских празд­неств.
 

Учи­ты­вая, что спек­такль иг­ра­ет­ся прак­ти­че­ски при пол­ном от­сут­ствии декора­ций, ас­со­ци­а­ция с пло­щад­ным те­ат­ром, дей­ствие ко­то­ро­го в ка­кой-то мо­мент обо­ра­чи­ва­ет­ся пол­ней­шей вак­ха­на­ли­ей, толь­ко уси­ли­ва­ет­ся. Но не на­ме­ка­ет ли па­рал­лель­но ре­жис­сер Олег Пер­мя­ков на то, что и рус­ский на­род все­гда всё де­ла­ет из-под пал­ки?
 

По­сле по­бо­ев, да к тому же узнав, что за его ра­бо­ту ему су­лят нема­лые деньги, Сга­на­рель таки со­гла­ша­ет­ся стать ле­ка­рем для по­те­ряв­шей дар речи Лю­син­ды (Ека­те­ри­на Кон­стан­ти­но­ва), и здесь на­чи­на­ет­ся но­вый ви­ток комедии, в ко­то­рой обыч­но­го плу­та на­чи­на­ют при­ни­мать за ува­жа­е­мо­го чело­ве­ка (чуть ли не го­го­лев­ско­го ре­ви­зо­ра). Ни­че­го не смыс­ля­щий в медицине Сга­на­рель на­чи­на­ет с ум­ным ви­дом нести та­кую око­ле­си­цу, что на ум сра­зу при­хо­дят зна­ха­ри и це­ли­те­ли, су­ще­ству­ю­щие во все вре­ме­на и по сей день об­ла­по­ши­ва­ю­щие до­вер­чи­вых граж­дан в боль­ших ко­ли­че­ствах. Но сам глав­ный ге­рой все же не на­столь­ко глуп и бес­сты­ден.
 

С од­ной сто­ро­ны, дей­стви­тель­но, «худо ли, хо­ро­шо ли ра­бо­та­ешь, все рав­но тебе де­неж­ки пла­тят», да и «по­кой­ни­ки — люди ти­хие и скром­ные, ни­ко­гда не по­бе­гут жа­ло­вать­ся на ле­ка­рей, ко­то­рые их умо­ри­ли», но, с дру­гой стороны, вы­знав ре­аль­ную при­чи­ну немо­ты Лю­син­ды, он по­мо­га­ет ей все­ми си­ла­ми со­еди­нить­ся с воз­люб­лен­ным Ле­анд­ром (Кон­стан­тин Аге­ев). Та­ким об­ра­зом, в ге­рое клас­си­че­ской фран­цуз­ской ко­ме­дии че­ты­рех­ ве­ко­вой давности ре­жис­сер су­мел уви­деть ти­пи­че­ские чер­ты рус­ско­го че­ло­ве­ка и убеди­тель­но по­ка­зать их на сцене.
 

Впро­чем, весь мо­ра­ли­за­тор­ский па­фос сни­ма­ет­ся со­зда­те­ля­ми дей­ства еще до того, как зри­те­ли за­по­до­зрят что-ни­будь нелад­ное. Олег Пер­мя­ков применя­ет в «Ле­ка­ре по­не­во­ле» рас­про­стра­нен­ный при­ем те­ат­ра в те­ат­ре, как бы вскры­вая саму суть те­ат­раль­ной при­ро­ды. Все, что про­ис­хо­дит пе­ред наши­ми гла­за­ми, все­го лишь ве­се­лая игра — от би­тья друг дру­га пал­ка­ми до лю­бов­ных стра­да­ний (ко­то­рые с умо­ри­тель­ной же­ман­но­стью разыг­ры­ва­ет Ека­те­ри­на Кон­стан­ти­но­ва). Ге­рои сами пе­ре­дви­га­ют немно­го­чис­лен­ные деко­ра­ции, тут и там сну­ет де­вуш­ка, на курт­ке ко­то­рой круп­ны­ми бук­ва­ми на­пи­са­но «Рек­ви­зи­тор», а в ка­кой-то мо­мент Игорь Чир­ва и во­все на­чи­на­ет пе­ре­иг­ры­вать сце­ну, по­то­му что в пер­вый раз был недо­ста­точ­но убедителен… Все это, с од­ной сто­ро­ны, не дает нам за­быть, что мы смот­рим фарс, но с дру­гой сто­ро­ны, и здесь как буд­то зву­чит по­скон­ное: «сказ­ка ложь, да в ней на­мек»…

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Антон Кокин
11.12.2019