Будь в курсе
событий театра

Коллектив драмтеатра им. Н.П. Охлопкова посетил выставку о духовном пути Валентина Распутина

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

24 марта 2016 г. творческая делегация Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова пришла в музейную студию Иркутского областного краеведческого музея на новое свидание со своим дорогим другом и знаковым автором Валентином Распутиным. Свидание не во плоти, а в духе. Недавно охлопковцы вернулись из гастрольной поездки по распутинским местам, где сыграли «Последний срок» и собрали ценные впечатления для будущей постановки «Прощания с Матёрой», которая увидит свет предстоящей осенью. Теперь театралов встретила выставка «Ближний свет издалека», посвященная духовному восхождению нашего великого земляка. По всем трем залам большой и красноречивой экспозиции провел гостей директор музея Сергей Ступин.
 

Открывшаяся к годовщине ухода писателя из жизни, выставка повествует о его движении к православной вере, о воцерковлении и возрастании в Боге. Еще в 1967 году тридцатилетний Распутин, будучи плоть от плоти сыном советского времени, судя по письмам, уверял, что он «человек вполне себе неверующий». Уже в 70-е годы, как помнят его товарищи, он начал вести непраздные разговоры о вере. Как все, что делал Валентин Григорьевич, эти душевные искания, эта мировоззренческие движения были искренни и глубоки. В 1980 году, когда Россия отмечала 600-летие Куликовской битвы, писатель побывал на поле Куликовом, много размышлял о судьбах отечества и участников тех великих событий русской истории, о грандиозной роли в них «всея Руси чудотворца» Сергия Радонежского. Итогом стала статья о великом православном подвижнике и молитвеннике «Ближний свет издалека», давшая название и музейной экспозиции, а также сокровенно созревшее решение Валентина Григорьевича принять крещение. Пережив духовное преображение, он сделал это сентябрьским вечером 1980 года. Крестил человек удивительной судьбы и выдающийся священник архимандрит Исаакий Виноградов. В экспозиции есть принадлежавшее Распутину жизнеописание архимандрита, но еще дороже землякам – исписанные блокноты, по которым Валентин Григорьевич готовился к экзамену по катехизису. Ведь в то время не было столь обширной литературы по православию, как теперь. В маленьких записнушках он собирал все сведения о вероучении, почерпнутые из разных источников.
 

Много интересного и поучительного узнали посетители о поездке своего друга на Афон, где он делил смиренный аскетический быт с монахами, пребывал в размышлениях и благочинных беседах, в посте и молитве. Можно взглянуть на живописный вид из окна кельи, где он находился, а под негромкий звон колокола попытаться приблизиться к молитвенному состоянию. Оставляет сильное впечатление оригинал рукописи статьи о преподобном Сергии Радонежском, почти без помарок исписанный мельчайшим бисерным почерком. Так писать позволяло Распутину невероятно острое зрение, благодаря которому в детстве он на спор с деревенскими мальчишками прочитывал вывески на другом берегу Ангары.
 

Но не только физическим зрением силен был наш выдающийся земляк. Гораздо лучше и дальше прозревал он умом и сердцем, неусыпной совестью, которая в вере только укрепилась и выросла. Почувствовать именно это – вот что ценно в созерцании уникальных экспонатов, в тонком прикосновении к следам, оставленным писателем для нас. В уголке, где собраны вещи из личного кабинета писателя, щедро подаренные семьей Валентина Григорьевича, буквально все подлинное, кроме чистых белых листов бумаги на столе: стол, кресло, письменные принадлежности, наброшенный на спинку сиденья пиджак, книги, иконы, трогательные сувенирные мелочи. Важно и дорого постоять, помолчать рядом с этими предметами-хранителями теплых лучей, которые исходили от личности «последнего деревенщика России».
 

На выставке можно увидеть венчальные фото Валентина Григорьевича и его супруги Светланы Ивановны, услышать его такой знакомый, негромкий голос, напоминающий нам, что «правда без любви не несет добра». В этих залах будут демонстрироваться фильмы о писателе, о тех болевых вопросах, которые он поднимал в своем творчестве. Как заверил Сергей Ступин, музейщики будут и впредь приглашать званых гостей: духовника писателя отца Алексея, исследователя его творчества Галину Медведеву, друга и художника Сергея Элояна, автора дизайнерской концепции экспозиции, а также всех, кому близко горячее, пророческое распутинское слово, для кого свята народная боль и драгоценна народная будущность.
 

С большой благодарностью покидали выставку охлопковцы.
 

Для меня Валентин Григорьевич за время работы над спектаклем «Последний срок», за время общения с ним стал каким-то родным человеком, - признается народная артистка России Наталия Королёва. – И все, что я вижу здесь, на выставке, мне тоже как будто родное, все тепло касается сердца, души. Это, может быть, мировая выставка. Сюда надо приходить людям. Забывать Валентина Григорьевича нам грех.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Марина Рыбак
29.03.2016