Когда хочется нежного… и все же не безмятежного (Аргументы недели)
Разработка сайта:ALS-studio

На иркутских сценах на прошлой неделе показали две истории, возвращающие театрального зрителя на полвека назад — в эпоху, когда чувствовали и творили такие гении, как Андрей Вознесенский и Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским. Надо сказать, что вместе с актрисами музыкального и драматического театра за два вечера получилось прожить переживания двух разных по характеру, по ценностным ориентирам женщин. Одна — сильная, но способная отодвинуть какие-то собственные интересы — стала опорой и вдохновением для неординарного поэта. Другая ищет личное счастье, перебегая «туда-сюда-обратно» от не особо преуспевшего актера дубляжа (доросшего-таки до голоса Мастроянни) к до тошноты статному, катающемуся по заграницам мужчине с дипломатом.
«Неужели вы не можете скрывать свои чувства?»
Надо ли скрывать, игнорировать свои чувства, «как и полагается современному человеку»? Чего ради? Да много чего — заманчивой жизни в Италии или Австралии, трехкомнатного кооператива, «Жигулей» (в сегодняшней версии — «Панамеры»), стереофонического магнитофона «Грюндиг» (последней версии айфона)… Так скрывать или нет? Жить по любви или по расчету?
Вокруг этого вопроса строится сюжет малоизвестной, не ставшей в свое время кинолентой пьесы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. «Притворщиков» поставили на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. На обложках пьесы жанр — комедия, в иркутских афишах — «почти комедия». Смешные реплики остались. Но охлопковцы традиционно сильно отыграли мелодраматичные, местами даже драматичные моменты.
Фильмы дуэта Рязанов-Брагинский — это тоже не комедии в чистом виде, считает Станислав Мальцев, главный режиссёр Иркутского драматического театра. Один глаз плачет, другой смеется. Светотень. Характеры, как и жизнь, неоднозначные. Проклятый компромисс.
Герои пьесы — профессиональные притворщики, актеры. Они делают дубляж фильма с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Обстановка — Москва 1970‑х. В центре сюжета — отношения в треугольнике. «Он — романтик, идеалист, бессребреник. Артист-неудачник. И, что всего страшнее, однолюб, — настаивает аннотация к спектаклю. — Она — красавица. Спящая под гипнозом гламурных сирен. Но иногда пробуждаемая флейтой Пана, поющей о любви. Между ними — разлучник, хорошо «упакованный», перспективный, с крепким иммунитетом от бытовой неустроенности. Нелёгкий выбор Коломбины: у одного — счета, у другого — нищета. Хотя с ним-то как раз тепло и отрадно… Жизнь переплетается с итальянской мелодрамой».
Интересно, что Станислав Мальцев уже не первый раз обращается к «Притворщикам», в 2022 году он ставил эту пьесу в Уссурийском театре драмы им. Комиссаржевской.
«Для меня эта пьеса о выборе: жить человеку, как чувствуешь, как просит душа или как положено. Главная героиня находится между этими полюсами. Увидеть мир или остаться с любимым человеком? Она сама до конца не может остановиться и решить, и поэтому идёт по кругу», — рассказал режиссер.
Незавидная на самом деле дилемма. Но спектакль вышел легким. Команда постановки постаралась погрузить зрителя в атмосферу тепла, романтики и ностальгии, смешав смех и светлую грусть. Редакция смотрела предпремьерный прогон — возможно, с некоторыми стартовыми шероховатостями. Но не сомневаемся, что постановка найдет своего зрителя и соберет теплые отзывы.
Интересно, как история «притворщиков» смотрелась бы на киноэкране, стала бы такой же любимой, как другие работы блестящих рассказчиков Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского — «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Служебный роман»?
А мы после спектакля совершенно случайно, собирая в сети информацию об авторах пьесы, натолкнулись на цитату Эльдара Рязанова о великом чувстве: «Многие из нас думают, что любили, но по большому счету прожили жизнь без любви. Принимали за любовь или увлечения, или какие-то чувственные привязанности. А любовь — Особое Чувство. С моей точки зрения, способность любить — это как талант, который либо дан человеку, либо нет».
Эх. Каким бы был мир, где мужчины не разучились влезать в окна к любимым женщинам? Где женщины (при этом не теряя себя) умели вдохновлять и поддерживать мужчин?.. Идеал, конечно, недостижим.
Но всем нам, наверное, периодически «хочется лёгкого, светлого, нежного, раннего, хрупкого и пустопорожнего, и безрассудного, и безмятежного, напрочь забытого и невозможного».
Хочется милой наивной мелодии,
воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила
и чтобы сердце неслось, ошалелое.
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее…
Поэтические строчки, кстати, тоже рязановские. Каждый однажды хотя бы немного поэт…
Да будет Год любви! Век любви…
Премьеру спектакля «90% любви» представил на малой сцене Иркутский областной музыкальный театр им. Н. М. Загурского. Постановка анонсирована как «театральная фантазия на тему жизни и творчества знаменитого советского лирика Андрея Вознесенского и его супруги, писательницы и критика Зои Богуславской, чья головокружительная история любви длиной почти в полвека до сих пор не перестаёт восхищать».
Музыкально-драматическое посвящение Поэту и его Музе на малой сцене театра воплотила приглашённый режиссёр из Санкт-Петербурга Наталья Карпинская. Наталья признается, что работа над материалом складывалась непросто. Режиссер «с головой ушла в исследование истории жизни поэта, текст собирался буквально по крупицам из его прозы, интервью, статей, документальных свидетельств». При этом не было цели создать строго биографический спектакль. На первый план вышли настроения и чувства. Созвучно с Вознесенским создатели постановки через музыку, через рифмы, словно напоминают, как это бывает, когда в человеке девяносто процентов любви.
Нельзя не согласиться с тем, что говорит сама Зоя Богуславская о роли женщины в жизни поэта. Даже, наверное, в жизни любого мужчины (ведь «Муза есть у любого, каждый однажды хотя бы немного поэт») спутница — это фигура судьбоносная. И кому бы в разные периоды жизни Вознесенский не посвящал те или иные стихи, его жена совершенно точно была из тех, кто помогал поэту справиться с непредсказуемыми поворотами непростого жизненного пути.
«Даже если — как исключение —
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении —
девяносто процентов добра».
«Жизненный путь автора мне хотелось показать именно через его стихи как отражение и переживание реальных событий и обстоятельств, — подчеркивает режиссёр. — Поэзия Андрея Вознесенского невероятно многогранна, самобытна, она сложна и нестандартна в своей образности, но одновременно проста и близка нашему чувственному восприятию. Не проникнуться этими произведениями невозможно, в каком бы возрасте мы не находились и к какому бы поколению не принадлежали».
При этом поэзия не звучит со сцены как пафосная декламация. Нет, здесь звучание очень камерное, интимное. Та же самая тональность выбрана и для хорошо многим знакомых ретро-хитов на стихи Андрея Вознесенского. Музыкальной основой спектакля стали песни, написанные композиторами Раймондом Паулсом, Евгением Мартыновым, Арно Бабаджаняном и Микаэлом Таривердиевым. «Не исчезай», «Верни мне музыку», «Затмение сердца»… Композитор и инструменталист из Москвы Алексей Стародубцев сохранил самобытность мелодий и в то же время «сплел из них цельное музыкальное полотно, придав разножанровым песням единый лирический и чувственный оттенок». Даже «Миллион алых роз» заполняет зал более проникновенно, чем традиционная версия.
«Над гармоничностью и стилистикой исполнения вокальных партий с артистами работал музыкальный руководитель Михаил Тарасов, — рассказали в музыкальном театре. — Индивидуально выстроенной пластикой и постановкой танцев занималась главный балетмейстер театра, заслуженная артистка России Мария Стрельченко. Сценическое оформление спектакля совместно с театральными цехами создавали художник-постановщик Полина Белова (Санкт-Петербург) и художник по свету Ксения Пашкова. Главные роли исполнили солисты Евгений Изибаев и Людмила Шер».