Будь в курсе
событий театра

Кино по Бабелю сняли в Иркутском драмтеатре

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Съемочная площадка развернулась на основной сцене Иркутского драмтеатра им. Н.П. Охлопкова. Олег Пермяков поставил здесь спектакль «Закат» по пьесе Исаака Бабеля. Его режиссерский прием заключается в том, что действие разворачивается внутри съемок фильма, делая театральную условность еще более условной. Поэтому, когда в спектакле появляется певец Борис Гребенщиков, точнее, его пародийный двойник, и поет в одесском кабаке начала XX века «Славное море, священный Байкал», не особенно удивляешься, ведь в кино возможно все. Премьера спектакля состоялась 26 марта.
 

Действие этой трагикомической пьесы Исаака Бабеля разворачивается в пространстве, придуманном главным художником театра Александром Плинтом, между тремя экранами. Боковые демонстрируют нам виды Одессы начала прошлого века, а на центральном плещутся волны. Многоуровневые ярусы сцены оформлены, как камни набережной. При этом декорации, которые, казалось бы, должны погрузить нас в атмосферу приморского города, создают ощущение, что перед нами старый Иркутск и Байкал.
 

«Закат» – далеко не первый спектакль, поставленный на иркутской сцене барнаульским режиссером Олегом Пермяковым. Есть, например, «Поминальная молитва», с которой драмтеатр решился расстаться только после того, как исполнитель главной роли, народный артист России Виталий Венгер, перестал выходить на сцену, и «Елизавета Бам» по Даниилу Хармсу.
 

В новой постановке живет и играет всеми красками и «вкусное» бабелевское слово, наполненное своеобразным одесским юмором, и колоритные персонажи. Причем западают в душу не только главные действующие лица, но и эпизодические, например, мосье Боярский (Яков Воронов), мадам Попятник (Елена Мазуренко), Двойра (Виктория Инадворская), мадам Вайнер (Татьяна Фролова).
 

Комичность и драматизм многих мгновений в спектакле усиливают и крупные планы. Лица актеров в ключевые моменты появляются на экране вместо морского пейзажа. Этот прием привносит в спектакль преимущества кинематографа.


Думаю, что кинематограф сегодня вошел в театр как полноправный партнер, – считает Олег Пермяков. – Ведь кино помогает выявлять крупные планы, фиксировать внимание на отдельных сценах.
 

На самом деле, этот постановочный ход, а также анекдоты, которые травят артисты после каждого возгласа кинорежиссера «Стоп! Снято!», скорее смягчают главную тему спектакля – о том, как сложно человеку изменить свою судьбу. Ведь центральный герой постановки – Мендель Крик (Николай Дубаков) – не только побит своими сыновьями, но и ломается внутренне, пытаясь выйти из однажды заданной колеи. Владелец известного на всю Одессу извозопромышленного заведения, он вдруг влюбляется в молоденькую Марусю (Анастасия Пушилина), решает продать свое дело и уехать в Бессарабию «разводить сады». При этом негодование его сыновей – криминального авторитета Бени Крика (Дмитрий Акимов), гусара Левки (Александр Братенков) и жены Нехамы (Татьяна Двинская) – вызывает не сам факт возможного расставания с близким человеком, а попытка выйти за пределы определенной ему функции. Они и думать не хотят, что поведение главы семейства не просто иллюстрация народной мудрости «седина – в голову, бес – в ребро», а попытка на закате жизни осмыслить свое существование и изменить его. Увы, время ушло, ошибок прошлого не исправить.
 

В целом спектакль получился по-хорошему театральным, внутренне насыщенным проблематикой. В нем есть место смеху, слезам и даже песням, ведь действие сопровождают комические и лирические музыкальные номера, которые еще больше погружают зрителя в разыгранную на сцене историю.

Автор: 
Елена Орлова
28.03.2014