Будь в курсе
событий театра

Каждому возрасту – своя роль. Елена Мазуренко – о современном театре

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутская актриса, сыгравшая во всех пьесах Вампилова, достойна Книги рекордов Гиннесса.
 

 «Я не могу сказать, что всегда поступала правильно, много было сделано ошибок, но от одной меня уберегла судьба, за что я ей очень благодарна. Мне хватило ума не поехать по свету в поисках счастья, хотя такие возможности и предложения были. Я прожила свою творческую жизнь по принципу «где родился, там и пригодился».
 

В трудовой книжке Елены Мазуренко, актрисы Иркутского драматического театра, заслуженной артистки России, последняя запись датируется 15 сентября 1969 года. 50 лет Елена Сергеевна верна одной сцене – сцене родного охлопковского драмтеатра.
 

«Я до сих пор не верю, что прошло полвека. Неужели это всё со мной? Анализирую и понимаю, что количества и качества эмоций, приобретённых в театре, мне ещё недостаточно», – признаётся актриса. На самом деле «драме» она служит больше 50 лет, подрабатывать в театре она начала еще, будучи студенткой, в качестве костюмера.
 

Сразу – с серьёзной драматургии
 

Но настоящей точкой отсчёта своей театральной карьеры Елена Сергеевна считает драматургию Александра Вампилова. Нина («Старший сын»), Таня («Прощание в июне»), Валентина («Прошлым летом в Чулимске»), Вера («Утиная охота»), Виктория («Провинциальные анекдоты»), Васюта («Двадцать минут с ангелом) – Елена Мазуренко переиграла все женские роли в драматургии Вампилова. И другой такой актрисы не будет, которой довелось общаться, дружить, работать с драматургом, а потом сыграть во всех его пьесах.
 

«Мне повезло, что я сразу попала в эпоху серьёзной драматургии, абсолютно новой для того времени, переполненной смыслами и значениями. Она зазвучала так мощно и ярко, что очередь за билетами на спектакли выстраивалась до памятника Ленину.
 

Александр Вампилов - это мой подарок судьбы, своеобразный аванс. Я до сих пор задаю себе вопрос: для чего-то же этот человек пришёл в мою жизнь, причём в самом начале карьеры? За что-то же мне, девочке из простой семьи, было дано знать его и дружить с личностью такого масштаба. Конечно, я тогда не понимала, что работаю бок о бок с великим драматургом. Вообще для меня Вампилов – это закрытая тема, я не могу говорить о нём то, что действительно чувствую. Он принадлежал всем и каждому, и у каждого он свой. Мы много говорили с ним о театре, о творчестве. Знаю, что у него было желание не только писать, он мечтал поставить любимую и дорогую ему пьесу «Валентина», но так, как он её видит и чувствует».
 

«Как можно поменьше умирать?»
 

Екатерина Лобан, «АиФ в ВС»: За 50 лет вы сыграли десятки самых разных героинь. Какой образ вам ближе всего: лирический, драматический, комедийный?

Елена Мазуренко: Сложно сказать однозначно.  В какое-то время, мы – лирические героини, в какое-то – драматические. Я по натуре клоун, поэтому с удовольствием играю и комедийных персонажей, мне это тоже близко. В молодости почти все роли были однотипные: милые, симпатичные героини. И это нормально. По мере взросления ты играешь то, что можешь играть, растёшь и развиваешься вместе с профессией.  Сейчас мне важна только тема. Если есть тема, и я понимаю, что могу в ней что-то сказать зрителю, то значит это «моя» роль и я с интересом буду над ней работать. Я актриса психологического театра, актриса старой школы, поэтому для меня важно, зачем я выйду на сцену, что я буду говорить, какой импульс направлю в зрительный зал.
 

Если честно, сейчас всё меньше хочется играть отрицательных персонажей, героев, которые разрушают, предают, переживают страшную трагедию, умирают или погибают. Любой герой оставляет след в твоей душе. А не выкладываться на спектакле по полной, беречь себя, я не умею. Как можно поменьше, например, умирать? Удивительно, сцена – это, наверное, единственное место, где мне по-настоящему хорошо.
 

- Есть роль, которую вы мечтаете сыграть?

- Раньше мечтала, а сейчас поняла, что это глупость. Любая роль, которая к тебе приходит, в итоге становится родной и близкой. Будь то отрицательный или положительный персонаж. Ты в любом случае должна оправдать своего героя, что бы он ни делал.
 

- А в кино не хотелось попробовать себя?

- Очень хотелось бы. Мне кажется, я бы смогла. Возраст, опыт – это не только на лице морщины, но и шрамы в душе и рубцы на сердце. Я думаю, мне есть чем поделиться со зрителем.

Приходит толпа, уходит народ
 

- Вы застали разный театр, разного зрителя. В какие годы было тяжелее всего работать?

- В годы перестройки, когда всё поменялось в стране, когда людям было не до театра, лишь бы выжить. За 50 лет я повидала много режиссёров, были и те, для кого артисты марионетки, а сцена – площадка для самовыражения. Но были и другие! Были и есть режиссеры, которые вкладывают всю душу и сердце в постановку для того, чтобы, как говорил Шекспир «в театр приходила толпа, а уходил – н-а-р-о-д».
 

- Как вы относитесь к современному театру, где важен, прежде всего, перформанс, шоу, картинка?

- Сейчас принято пробовать любую форму: нет содержания, давай хоть форму придумаем. В современном театре, как в любом другом, всё зависит от того, что режиссёр хотел сказать публике – просто развлечь или заставить думать.
 

Когда это профессионально, когда используется не просто набор каких-то приёмов и штампов, то спектакль трогает и откликается внутри. Когда есть смысл, есть талантливый режиссёр, то и зритель в восторге. Например, наш спектакль «Холстомер» по повести Льва Толстого, сыгранный без единого слова, только языком пластики. Изначально я даже представить не могла, как это может быть воплощено на сцене, а когда поняла, работала с большим энтузиазмом и получила колоссальное удовольствие от творческого процесса.
 

- Сегодня очень много народных, любительских театров. На ваш взгляд, они имеют отношение к искусству Мельпомены или это чистой воды художественная самодеятельность?

- Главное в любительском театре – дух творчества. Актёры из народа знакомят жителей маленьких городов и посёлков с драматургией А.Чехова, А.Вампилова, В.Распутина. Эти люди заслуживают похвалы и восхищения только потому, что они проводят своё свободное время не праздно, а читают серьёзных авторов, размышляют о смыслах, репетируют.
 

Досье

Елена Мазуренко родилась в Иркутске в 1950 году. В школьные годы жила в Усолье-Сибирском. В 1969-м окончила Иркутское театральное училище и была приглашена в труппу Иркутского драматического театра им. Охлопкова. Сейчас занята в постановках «Холстомер», «Квартет для двоих», «В день свадьбы», «Комната невесты», «Оскар и Розовая дама», «Трое на качелях», «Халам-Бунду», «Не верь глазам своим» и др. В 1994 году Елене Мазуренко присвоено звание «Заслуженная артистка РФ».

Автор: 
Екатерина Лобан
24.09.2019