Будь в курсе
событий театра

«Капитанская дочка. Взгляд»: скандал, восторг, премьера. О новом прочтении классики в драмтеатре (IRK.ru)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В ноябре на камерной сцене Иркутского драматического академического театра имени Н.П. Охлопкова состоялась премьера спектакля «Капитанская дочка. Взгляд». Постановку по мотивам повести Александра Пушкина представил приглашенный режиссер Александр Баркар. Журналист IRK.ru побывала на прогоне перед премьерой. О том, что вызвало возмущение публики и почему Марию Миронову сделали феминисткой – в рецензии Элины Хитриной.
 

Помните, чем заканчивается «Капитанская дочка»? Помилованный императрицей Петр Гринев счастливо живет со своей Машей в Симбирской губернии. Тишь да гладь, сила любви, спасающей от ужаса смерти, хэппи-энд… Премьерный спектакль предлагает посмотреть на эту историю с позиции логических несостыковок: где выдумка, а где правда в знакомом сюжете?
 

Перед показом режиссер Александр Баркар несколько раз повторил, что спектакль поставлен ПО МОТИВАМ повести Пушкина, а не по самому произведению.
 

— Это авторская инсценировка, так что все претензии ко мне, артисты не виноваты, — иронично предупредил режиссер Александр Баркар перед прогоном.
 

Предостережение обосновано: у нас шутки с классикой плохи. Только попробуй выдумать другую реальность, где Каренина избегает поездов, а Печорин – простой и понятный мужик. Непорядок! Любое отхождение от канона считается чуть ли не бесовщиной. Психологи говорят, что этому есть объяснение: отклонение от привычного сюжета мозг воспринимает как потенциальную опасность. Поэтому гнев приверженцев строгих правил классической литературы ясен.
 

Но если не зацикливаться на привычном для мозга каноне, а позволить себе поразмышлять? Что и сделал режиссер новой версии «Капитанской дочки».
 

— Мы знаем о событиях «Капитанской дочки» только со слов Петра Гринева, — говорит Александр Баркар. — Но часто бывает, что люди преувеличивают собственную значимость, особенно в своих мемуарах. И мы пофантазировали о том, как бы все это выглядело другими глазами – например, Марии Мироновой.
 

Действительно, почему бы и не задуматься о версии той, в честь кого и названа повесть? Капитанская дочка в мемуарах Гринева — бесправная, бессловесная, покорная. Половину повествования лежит в горячке, потом страдает от требований Швабрина, и в конце внезапно, при всей своей инертности, вдруг обращается напрямую к самой императрице. В спектакле Баркара у Маши прорезается голос, она вдруг выдвигает феминистический манифест:
 

— Я хотела сама решать свою судьбу, с кем жить и кого любить, — жестко говорит она.
 

А что, если ей по душе был Швабрин (Николай Стрельченко) – волевой красавец, сосланный за дуэль – мечта девицы на выданье того времени? Что, если выйти за недоросля Гринева ей пришлось вынужденно, ведь куда деваться сироте? Что, если главная осада в этой истории – это навязчивость Петра, не верящего в отказы? Что, если Гринев не такой уж герой? Как он выжил в русском бунте, бессмысленном и беспощадном? Благодаря непреклонности или же гибкости характера?
 

Почему бы не задать эти вопросы? Ведь литература должна учить нас думать и размышлять, а не просто слушать объяснения школьных учителей. А еще литература – великая романтизация жизни. «Капитанская дочка. Взгляд» развертывает романтичную обертку, открывая логичный, хоть и циничный строй сюжета.
 

— Знаете, есть понятие «феномен ненадежного рассказчика», когда мы знаем историю только со слов одного человека, и далеко не факт, что все события в действительности были. И там, где детали не сходятся, начинаешь искать объяснение. А что, если Петр Гринев что-то приукрасил? Чтобы казаться, как положено любому мужчине, лучше в собственных глазах? – говорил до этого режиссер в интервью.
 

Петра Гринева в этой версии «Капитанской дочки» очень жаль. Здесь он нелюбимый, обманутый сам собой, боящийся заглянуть в лицо собственному страху. Образ Гринева воплотил Семен Венцкус. Сергей Дубянский сыграл Пугачева – бесноватого, отчаянного, дурного, с карикатурно прокрашенной черной бородой. Главарь мятежников тут очень шумный и больше похож на шута. Фигура Пугачева обросла слухами и легендами, так что образ его гиперболизирован.
 

Главная удача спектакля – актриса Анастасия Ермолина, сыгравшая Машу. Благодаря ее игре капитанская дочка — действительно главная героиня. Несмотря на все усилия коллег-мужчин, которые на сцене дерутся и кричат, осмелевшая Маша их образы перекрывает одним взглядом. Отчаявшаяся, знающая себе цену, бьющая словом похлеще шпаг…
 

— Ты тоже бунтуешь? Против меня? — задает вопрос Петр.
 

— По всему так выходит. Всем лучшей жизни хочется, — отвечает Маша.
 

Как и оригинал, новый взгляд на «Капитанскую дочку» раскрывает не только лиричную историю о любви (или нелюбви), но и заставляет задуматься о государственных делах. Почему назревает бунт? Какие жертвы он влечет за собой? Кому верить в информационной войне? Где фейк, а где правда? Как быть честным с самим собой? Кто орел, а кто ворон? Вопросов становится все больше, поэтому к спектаклю хочется возвращаться снова и снова.
 

Но не всем. Выбегающая после показа дама, гневно сверкнувшая жемчужными бусами с возгласом: «Да что тут обсуждать!», видимо, во второй раз не придет. Что ж, это тоже взгляд.

 

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Элина Хитрина (Халтанова)
27.11.2024