Будь в курсе
событий театра

Качели Вампилова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В последней декаде сентября в Иркутске прошел юбилейный – десятый Международный театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова.
 

Как известно, первые «Вампиловские дни» были приурочены к 50-летию Александра Вампилова в 1987 году. Этот театральный форум состоялся, потому как согласно мудрым заветам Льва Николаевича Толстого, любое событие неминуемо происходит, когда набирается критическая масса из совокупности нескольких причин. А тогда – многое сошлось:  юбилей драматурга,  постановление партии и правительства об увековечивании имени А.В. Вампилова (процесс вовсю шел снизу, и верхи вовремя решили его возглавить),  масса публикаций в прессе, включая статью Виктора Сергеевича Розова под вещим названием «Колдовство его таланта» в «Литературной газете», имевшей в те годы  миллионные тиражи. И, возможно,  главная причина – готовность всех иркутян  (официальные инстанции, интеллигенция, население города и области разных поколений) прославлять земляка, ставшего классиком драматургии ХХ века.
 

Учитывая юбилейность сбора-2015, приведем несколько выразительных штрихов из  почти тридцатилетней уже летописи Вампиловских праздников в Иркутске.

1987 год.  На торжественном открытии Вампиловских дней выступил Валентин Распутин, участвовавший затем во всех фестивалях до своей кончины в 2015 году.


В 1992 году (55-летие драматурга) 17 августа на берегу Байкала, близ места гибели Александра Вампилова, открыт памятник (камень-символ). На открытии выступил Олег Табаков. В октябре на второй вампиловский праздник в  Иркутск приехали  Владимир Андреев, Ия Савина, Алексей Жарков и выдающийся литературовед Владимир Лакшин, написавший, кстати, вступительную статью «Душа живая» к первому толстому сборнику вампиловских произведений «Дом окнами в поле», выпущенному «Восточно-Сибирским издательством» в 1982 году.
 

С 1997 года (60-летие А.В. Вампилова) иркутский праздник  получает статус Всероссийского фестиваля под названием «Байкальские встречи у Вампилова» с  периодичностью проведения каждые два года. Первые  фестивали носили конкурсный характер. В 1997 году членами жюри приглашались московские критики: Наталья Старосельская, Светлана Гарон, Елена Стрельцова, Наталья Погосова. Министерство культуры РСФСР представлял начальник  управления театров Валерий Подгородинский. Среди гостей  из Москвы – Станислав Любшин и  вдова Ольга Вампилова, из Улан-Удэ – сводная сестра Сыржена Вампилова и племянница Марина Доржиева. Активно участвовал в первом фестивале  Марк Розовский и его театр «У Никитских ворот», показавший «Утиную охоту». Свою «Утиную охоту» представил на фестивале и Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова. Спектакль поставил и сыграл Зилова главный режиссер театра Сергей Болдырев.
 

На втором фестивале в 1999 году среди гостей – артисты, игравшие в первых вампиловских спектаклях Охлопковского театра (конец 60-х, начало 70-х): Вадим Лобанов (Санкт-Петербург), Валерий Алексеев и Вячеслав Малинин (Омск). Из Москвы приехала Наталья Егорова, игравшая Нину в культовом кинофильме «Старший сын». Разумеется, в праздничном сборе как всегда активно участвуют яркие молодые иркутские артисты «вампиловского призыва» (автору посчастливилось видеть их в «Прощании в июне» и «Старшем сыне» в 1970-71 гг.): Елена Мазуренко, Тамара Олейник, Тамара Панасюк, Эмма Алексеева, Галина Мерецкая, Валерий Жуков, Геннадий Марченко… Конкурсные спектакли судили столичные критики: Константин Щербаков, Вера Максимова, Елена Стрельцова, Марина Дмитриевская, Николай Жегин.
 

в 2001 году поэтическое название «Байкальские встречи у Вампилова» меняется на более масштабное: «Всероссийский фестиваль современной драматургии имени А.В. Вампилова».  Это название родилось в кабинете министра культуры Михаила Швыдкого, поддержавшего фестиваль идеологически, организационно и материально. Генеральным директором  фестиваля был назначен Анатолий  Стрельцов, исполнительным директором Ольга Данилина. В первом сборе с новым названием активно участвовал Рустам Ибрагимбеков.
 

Несколько последних вампиловских праздников в Иркутске проводятся де-факто уже под названием «Международный фестиваль современной драматургии имени А.В. Вампилова».
 

На десятый Вампиловский фестиваль привезли свои работы 15 театров.  Международность события подтверждали Современный художественный театр из Минска, показавший «Любовь и голуби» В. Гуркина, южнокорейский театр «MYUNG PUM» из Сеула  с оригинальной масочно-пластической работой «ВОМ ВОМ», пронизанной восточными легендами, и Монгольский государственный академический театр им. А.Нацагдоржа, своеобразно прочитавший раннюю  пьесу Вампилова «Воронья роща».   Своим спортивно-художественным обликом, живым участием в просмотрах  спектаклей и вечерних посиделках внес гость из Франции по имени Cyril Griot – клоун по профессии и большой любитель русской культуры с неплохим знанием русского языка.

Москву в этот раз представляли  Театральный центр «Амфитрион» с весьма оригинальной «Утиной охотой»,  театр «Школа драматического искусства», порадовавший публику изысканной пластикой и высоким накалом  страстей в лермонтовском «Мцыри». Самым традиционным московским спектаклем оказались «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, показанные  Новым драматическим театром.  Открывал фестиваль Санкт-Петербургский Государственный театр  «Мастерская» спектаклем «Старший сын» А.Вампилова. Иркутские театры представили три спектакля.  Академический театр им. Н.П. Охлопкова давал «Смертельный номер» О. Антонова. В нём молодые актеры покорили зрителей свежим прочтением театрально-циркового зрелища, бывшего когда-то ярким хитом «Табакерки». Областной ТЮЗ им. А.В. Вампилова показал  «Семейные сцены» А. Яблонской. «Спасти камер-юнкера Пушкина» М. Хейфица убедительно попытался в удачном моноспектакле  выпускник Иркутского театрального училища  Артём Яцухно под эгидой Иркутского отделения СТД. С первого  сентября этот обаятельный, одаренный парень – студент прославленной московской «Щуки», с чем его дружно поздравили многие гости фестиваля.
 

Театральная Россия участвовала в десятом Вампиловском фестивале спектаклями  Братского драматического театра  («Лёгкий способ бросить курить» М. Дурненкова), Черемховского драматического театра им. В.П. Гуркина  («Моя Марусечка» А. Васильевой), Сахалинского международного театрального центра им. А.П. Чехова («Наследство» по пьесе М. Горького «Васса Железнова»), Камчатского театра кукол и Антрепризы «Ковчег» («Как это делается» В. Зверовщикова), Мирнинского театра из Якутии («Балаган» Ч. Мори).
 

На некоторых спектаклях, которые удалось посмотреть лично, подробнее остановлюсь ниже, а пока несколько слов об атмосфере, стойких и славных традициях Вампиловского фестиваля. Участвовать в нём  в ХХI веке довелось несколько  раз. Плюс незабываемая поездка в рамках «Вампиловских дней» в 90-х годах вместе с замечательными актерами-охлопковцами  во главе с Виталием Константиновичем Венгером и Виктором Пантелеймоновичем Егуновым, друзьями «Сани» – Растиславом Филипповым, Валерием (для друзей Аликом) Стуковым, Геннадием Машкиным, руководителем выдающегося Ангарского народного театра «Чудак» Леонидом Беспрозванным.
 

Более 10 лет на главной улице Иркутска, близ театра им. Н.П. Охлопкова стоит бронзовая фигура Александра Вампилова. Именно  у этого выразительного памятника вечно молодого драматурга (друзья его звали Саней) и открываются по нечетным годам пять последних фестивалей. Сначала торжественно, а потом весело  и  сердечно играет духовой «сарафоновский» оркестр из статных музыкантов в военной форме. Коротко и неформально выступают  крупные городские чиновники (на двух последних праздниках ярко звучал молодой министр культуры Иркутской области  Виталий Барышников) и люди театра. Среди ораторов-театралов  праздничный настрой умело создают  неизменный «руководитель-предводитель» фестиваля, директор Охлопковского театра Анатолий Стрельцов и  известный московский критик Вера Максимова.
 

Стабильна на открытиях трогательная традиция возложения – нет, не венков и даже не цветов – небольших веточек рябины к ногам бронзового Сани. А после праздничного музыкально-танцевального открытия фестиваль плавно вкатывается в рабочий ритм: пресс-конференции, спектакли, обсуждения, «круглые столы»… Все театры-участники Вампиловского фестиваля непременно выезжают на Байкал, где кланяются камню-символу – памятной стеле, установленной напротив места, где 17 августа 1972 года за два дня до 35-летия утонул Александр Валентинович Вампилов.
 

Самая веселая и удивительно «долгоиграющая» традиция Вампиловская фестиваля –  дружеские посиделки в «Чайной». Ведут эти искрометные поздние вечера – более 20 лет! –  три заслуженных артиста  РФ: Николай Дубаков, Яков Воронов и Владимир Орехов. У каждого своя фирменная «фишка»: блестящий шоумен Я. Воронов проводит остроумные конкурсы со зрителями, председатель Иркутского отделения СТД  В. Орехов умеет  говорить серьёзно о смешном, а как поёт Н. Дубаков! Главными гостями каждой «Чайной» становятся коллективы театров, дававшие в этот день спектакли. А ближе к полуночи  артисты почти без подготовки выдают замечательные «капустники» из сольных и групповых номеров.

Традиционно каждый театр получает фото на память у огромного самовара в «Чайной». Перед фотосъёмкой  артистов и весь коллектив  из «города N» ведущие выстраивают на сцене в «пионерскую линейку» и приглашают к микрофону «старшего пионервожатого». На сцену  «летящей походкой» энергично поднимается  «Директор фестиваля… Директор театра…Почетный гражданин Иркутска…Заслуженный работник культуры… Мастер байкальской рыбалки…» – как только не подают  оратора остроумные ведущие «Чайной». Анатолий Стрельцов с неутомимой изобретательностью благодарит гостей «со всех волостей»  за участие в Вампиловском празднике. Конкурсный подход отменён после первых двух-трёх фестивальных сборов. В Иркутске торжествует общее благодарное, художественное единение-почитание Александра Вампилова, где главное – искреннее участие с высочайшей творческой самоотдачей.  Каждый театр получает Диплом участника фестиваля. Плюс дорогие подарки. Разумеется, не в денежном эквиваленте. На Х Вампиловском фестивале театры с благодарностью принимали очень выразительные живописные портреты Александра Вампилова, исполненные оригинальным художником, одним из артистов - «столпов» Иркутского ТЮЗа  Владимиром Безродных. Получили все коллективы из рук А.А. Стрельцова и прекрасно изданную книгу Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
 

В программе каждого Вампиловского фестиваля запланированы и серьезные разговоры о современной драматургии, творческие встречи, «круглые столы». На десятом юбилейном сборе с аудиторией встречался А.В. Грунтовский – поэт, прозаик, театральный режиссер, руководитель театра Народной драмы при Свято-Троицкой Александра Невского Лавре Санкт-Петербурга. Актуальной и нетривиальной теме «Библиотека и её роль в современности сквозь призму философии памяти и философии личности» была посвящена творческая встреча А.Г. Гачевой – доктора филологических наук, литературоведа.   Больший интерес аудитории вызвали «Круглые столы». Один из них под названием «Валентин Распутин как феномен русской культуры» компетентно вел  П.Е. Фокин – кандидат филологических наук, писатель, историк литературы, ведущий научный сотрудник Московского Государственного Литературного музея. Живость и заинтересованность разговора обуславливалась и высоким профессионализмом его участников, и личным отношением к писателю-земляку, с которым профессора и  специалисты из Иркутских учебных, научных заведений и библиотек встречались, общались и творчески дружили десятки лет.
 

Второй «Круглый стол» под названием «Театр и телевидение – новые форматы взаимодействия» также высокопрофессионально вели  московские гости: телеведущий, журналист – лауреат премии «Золотое перо России»,  художественный руководитель медиа-проекта «Артист» и телеканала «Театр» А.В. Мягченков и кандидат филологических наук, главный редактор медиа-проекта «Артист» М.Г. Меркулова.
 

Теперь о спектаклях. После нескольких просмотров  поймал себя на мыслях о вечных качелях «драматург-театр», об ассоциативной аналогии искусства и жизни.  Помнится, в 60-х годах в нашем Забайкальском райцентре Балее в ходу были увлекательнейшие полеты  на масштабных старинных качелях. Длинная, широкая доска висела на прочных трех-четырех метровых веревках-канатах. На концы доски вставали два могучих парня, в середину садились отчаянные мальчишки-девчонки. Главные качальщики размеренными,  сильными качками-приседаниями поднимали доску все выше – до бревна-матки, на которой крепились веревки, а то и выше, стремясь к полному обороту-«солнышку». Но разогнать тяжелые качели до захватывающей дух  высоты, до дружного испуганно-счастливого визга отчаянных девчонок  редко кому удавалось. А «солнышко» мне довелось увидеть за несколько лет только пару раз. Большие качели в послевоенные десятилетия были популярны по всем сибирским райцентрам. Подозреваю, что в Прибайкальском детстве Саша Вампилов и Володя Гуркин  тоже с восхищением смотрели, а вполне вероятно и участвовали в полетах на «солнечных» качелях Кутулика и Черемхово.
Каждый автор и его пьеса – это одна сторона качелей. На другой стоит режиссер спектакля. На доске  размещается конкретный театр:  актеры, художник, музыкальное и световое оформление, декорации…  Только согласованные действия двух главных толкателей – автора и режиссера – способны поднять театральные качели на высокий художественный уровень. С автором Вампиловым с одной стороны все ясно. Его драматургия признана, востребована, добрых полвека  в классическом ряду. Но с другого боку – не случайно, ведь, Виктор Розов, мой  дорогой учитель,  назвал свою  статью «Колдовство его таланта». Разгадать любую  пьесу Вампилова, суметь попасть в «качельный» резонанс с автором и создать талантливый, оригинальный спектакль на известном вроде бы вдоль и поперек  материале – задачка, доступная далеко не для всех постановщиков, кто ничтоже сумняшеся  берется её решать. Далеко не для всех!
 

Спектакль, открывавший Х Вампиловский фестиваль, на мой взгляд, с этой нетривиальной задачей справился блестяще.  После финальной мизансцены зрители большого зала театра Охлопкова долго не отпускали со сцены артистов Санкт-петербургского театра «Мастерская» – благодарили замечательную молодую труппу десятиминутной овацией за доставленное удовольствие. Свою громкую лепту в  аплодисменты внёс и автор этих строк. А началось личное визуальное знакомство с «Мастерской»   в совместном авиарейсе  Москва-Иркутск днём ранее. Прямо за моим креслом добрых три-четыре ряда «Боинга»  занимала  молодая, жизнерадостная компания, сопровождавшая весь рейс веселыми замечаниями, заразительным смехом и дружескими подкалываниями. Уже на полосе Иркутского аэродрома я вежливо поинтересовался у ближайшей девушки: «На фестиваль? Откуда?» Услышал в ответ, что это питерская труппа со «Старшим сыном». Эту пьесу А.Вампилова я с конца 70-х, с семинара драматургии В.С. Розова–И.Л. Вишневской в Литинституте (Виктор Сергеевич её очень любил, читал нам отрывки в учебных целях) помнил чуть не наизусть. Точно знал, что героиня Нина там одна, еще есть две эпизодических девушки в начале, ну и плюс молодая дама Макарская, парней тоже всего трое, а почему на фестиваль летит чуть не полтора  десятка  молодых актеров? Блестящий ответ дал спектакль Григория Козлова – создателя и художественного руководителя театра «Мастерская», заслуженного деятеля искусств России. Режиссер придумал и окунул исполнителей и зрителей в азартную, бодрящую, патриотическую атмосферу 60-х годов. Когда минуло только 20 лет после Великой Отечественной. Когда еще вполне крепки были отцы и деды, добывавшие Победу, в том числе и вампиловский музыкант Андрей Сарафанов. Ему, ведь, по пьесе в 1945-м  всего тридцать четыре года, и он был «солдат, а не вегетарианец». В 65-м его сыну вполне могло быть 20 лет. И у всех юношей-девушек, отметивших  в середине 60-х  свои 20 лет,  матери и отцы, дедушки и бабушки прошли войну. Ставшую их нравственным стержнем на всю дальнейшую жизнь. Отсюда и «танцевался» спектакль «Мастерской».  Григорий Козлов и его молодые артисты придумали сцену-завязку  на добрых 15-20 минут, которой нет у Вампилова. Но она точно зарыта в «колдовстве таланта» драматурга. И возникли славные, гармоничные театральные качели. Волшебные качели искусства, связывающие автора и режиссера. Сценографически придумка «Мастерской» проста и наглядна.  На внутреннем занавесе-стене вывешены портреты молодых  мужчин и женщин, прошедших войну. Выживших или погибших в смертельных боях. Это предки ребят с танцплощадки 60-х, где начинается действие. И молодые артисты –  герои спектакля, плюс безымянные юноши и девушки – рассказывают по очереди зрителям свои трогательные семейные истории о маме-папе, дедушке-бабушке. Как они встретились и полюбили друг друга до войны или под грохот боев. И у них родились дети… Рассказы перемежаются песнями и танцами того времени. В зажигательном исполнении. И никакой скуки и назидательности. После «мАстерской» завязки катится известный сюжет Вампилова, опять же перемежаемый и расцвеченный  яркими режиссерскими и актёрскими находками. В финале всех исполнителей настигает истинный катарсис, свойственный подлинному искусству – художественному эквиваленту высшего, «солнечного»  пика старинной русской качельной забавы. Театральные качели Александра Вампилова – Григория Козлова, несомненно, достигли в Иркутске «солнышка» в первый день юбилейного фестиваля. А в грохоте финальных оваций мне, извините, привиделось, что портрет Вампилова, расположенный  выше предков на декорации спектакля, сменил первоначальное строгое выражение на чуть заметную, добрую, благодарную улыбку. Автору точно понравилось качельное братание с Григорием Козловым и его командой!
 

К сожалению,  должен отметить, что из шести увиденных  спектаклей «солнышко» оказалось единственным.

На «качели Вампилова» встали в «Иркутске-2015» ещё  три театра.  В оригинальном жанре пластической трагикомедии с балеринами на пуантах, музыкой  П.И. Чайковского и Камиля Сен-Санса решал свой спектакль по мотивам пьесы «Утиная охота»  режиссер московского «Амфитриона» Александр Власов.  Видеть его не довелось. Спектакль  давался тоже в первый день фестиваля на Камерной сцене, которой в принципе театральные эксперименты и показаны. Наверное, мнения зрителей разделились, допускаю, что театральным гурманам и изощренным критикам «балетный» поиск интересен. Однако от традиционных иркутян доносились мнения, что Вампилов вряд ли бы согласился с таким решением. Спектакли «Воронья роща» Монгольского академического театра и  «Провинциальные анекдоты» московского Нового театра игрались на основной Охлопковской сцене. Первый не видел,  судить не берусь, хотя сам выбор ранней пьесы А. Вампилова  и привнесение в спектакль национального колорита достойны внимания. Посмотреть удалось москвичей. Режиссер Вячеслав Долгачев  выпустил «Анекдоты» в 2014 году. Стало быть, спектакль должен был увлекать свежестью и оправданностью выбора, поиском своего решения классической драматургии. У зрителей со стажем на памяти яркие постановки «Анекдотов» в  «Табакерке» с Табаковым и Машковым, в  БДТ Г.А. Товстоногова…  Спектакль Долгачева идет 2 часа 45 минут – долго, подробно, педантично и, увы, скучновато.  Никаких неожиданных режиссерских  или актерских  находок, оправдывающих превращение коротких анекдотов в длинные, монотонные истории, на мой взгляд, спектакль не содержит. О высоте «качелей» тут говорить не приходится.
 

Заметное место в афише Х фестиваля заняло имя земляка и  коллеги Вампилова, безвременно ушедшего несколько лет назад Владимира Гуркина.  Спектакль «Любовь и голуби» Современного художественного театра из Белоруссии в постановке Сергея Ковальчика прозвучал мажорно, весело, местами зажигательно. Проникновенно и трогательно вела главную женскую партию спектакля  – роль Нади – обаятельная Виктория Ковальчик. Оригинальную комедийную характерность придал своему Дяде Митяю самобытный актер, он же художественный руководитель театра Владимир Ушаков. Интересно смотрелись белорусские «Александр Михайлов» и «Людмила Гурченко» – Сергей Савенков и Виолетта Сарвирова.  Иногда, правда, холостыми оборотами притормаживало сквозное действие. Наверное,  необязателен эпизод с воспоминанием об одноименном киношедевре.  Но в целом, повторяю, спектакль прозвучал свежо и позитивно, зрители Иркутска заслуженно наградили гостей, красиво выпускающих в финале символических голубей, искренними, благодарными вызовами.
 

Имя Владимира Гуркина уже несколько лет носит драматический театр города Черемхово, где автор пьесы и фильма «Любовь и голуби» родился в 1951 году. Кстати, как пишет в своей прекрасной книге «Вампилов»  студенческий друг  Сани иркутский писатель Андрей Румянцев, сам Александр Вампилов тоже появился на свет не в Кутулике, а в роддоме поселка Черемхово. Если добавить, что в Черемхово вырос и сформировался еще известный театральный автор  Михаил Ворфоломеев, то по количеству драматургических талантов в процентном отношении этот небольшой провинциальный городок уж точно впереди России всей.  
 

Спектакль «Моя Марусечка» по повести А. Васильевой Черемховского театра игрался на Камерной сцене. Очень слаженно и профессионально отработали массовые сцены молодые артисты театра. Поют и танцуют ребята-девчата на уровне хороших профессиональных музыкально-танцевальных коллективов. Но вот драматическую игру актеров оценить в полной мере не удалось. Все же рыхловатая прозаическая драматургия, не имеющая, на мой взгляд, четкой сверхзадачи,  не та сторона «качелей»,  что позволяет подняться спектаклю на хорошую творческую высоту.
 

Видимо, отталкиваясь от наличия в названии фестиваля слов «современная драматургия»,  свои театральные качели выбрали для участия в Х Вампиловском   фестивале  еще два театра. Увидеть «Семейные сцены» по А Яблонской Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова, к сожалению, не получилось – смотрел в этот вечер «Мою Марусечку», чувствуя душевную необходимость познакомиться с Черемховским театром (с  Володей Гуркиным  мы близко приятельствовали лет тридцать, периодически встречаясь, то в Москве, то в Иркутске). Видевший «Семейные сцены» московский знаток театра на мой вопрос: «И как вам?» ответил коротко: «Не очень понял и пьесу, и зачем режиссер её ставил». Комментировать этот ответ не берусь, но примерно такие же слова могу сказать о спектакле   Братского драматического театра по М. Дурненкову. Пьеса, на мой взгляд, претенциозна, поверхностна и низкопробна, как по художественному, так и по социально-нравственному счету. Полноценной драматургией этот литературный опус называть, по моему мнению, нельзя уже потому, что постановщики даже не смогли определить жанр спектакля. Его на программке просто нет. А без этого, извините…  Если автор хотел вызвать отвращение к своим героям и их образу жизни, то это ему в полной мере удалось. Но зачем, скажите на милость, заставлять страдать хороших актеров, вынужденных по воле автора и режиссера превращаться из нормальных людей в моральных уродов? Зачем вынуждать зрителей   «кушать» сто минут без перерыва (в антракте бы зал неминуемо опустел)  дурно пахнущую стряпню,  мне никогда не понять.   И никак не могу согласиться со вступительной ремаркой директора театра перед показом, что, возможно, зрители Иркутска увидят «спектакль про себя, про свой город». Как это было, якобы, с отзывами в Братске и где-то ещё. Моральные уроды, разумеется, есть везде, но обобщать их жизнь, шкурные интересы и гибельный настрой на разные города и чуть ли не на всю Россию, право, не стоит. Любая «чернуха», чтобы претендовать на место в искусстве, должна обязательно нести «пробуждение добрых чувств». Здесь даже намёка на «свет в конце тоннеля»  не видно.
 

Похоже,  абсолютный рекордсмен по участию в Вампиловских фестивалях режиссер и драматург Валентин Зверовщиков (он был в Иркутске на девяти из десяти праздников!) собрал и в этот раз полный аншлаг на камерной сцене. Спектакль «Как это делается» имеет жанровый подзаголовок «мастер-класс» и заключается в трагикомическом диалоге  между режиссером,  актерами и другими создателями спектакля. За десятилетия театральной работы автор, несомненно, накопил огромный материал для такого мастер-класса, но, к сожалению, количество здесь не перешло в высокое художественное качество. Скорее наоборот: избыточность материала и его словесного воплощения  помешали легкости, стройности и динамичности постановки. Неудачен, на мой взгляд, и  выбор актёра на заглавную роль режиссера.  Интересный, характерный лицедей (по программке это З.а. РФ Олег Бойко), этакий добрый по натуре  камчатский «дед-щукарь», что называется, по определению не смог перевоплотиться в каверзного, волевого диктатора, каким в той или иной степени должен быть режиссер, дающий заявленный мастер-класс. Возможно, при существенной доработке этот спектакль зазвучит иначе и найдет желанный отклик в зрительном зале.

Достойный и заметный вклад в творческую ауру юбилейного Вампиловского праздника внесли две книги, приуроченные к открытию фестиваля. Книга Андрея Румянцева «Вампилов» стала замечательным подарком многим участникам и гостям. Её презентация прошла в родном для Александра Вампилова  Кутулике, автора сопровождала творческая группа Иркутского академического театра им. Н.П. Охлопкова и Молодежного театрального движения Иркутска. Тираж книги 3000 экземпляров, что не только на страну, но даже на всех театралов – знатоков и любителей Вампилова – капля в море. Так что спешите в книжные магазины…
 

Большой разговор о книге Светланы Жартун «С именем Александра Вампилова (Фестиваль. Театр. Город)» состоялся в пресс-центре Академического театра им. Н.П. Охлопкова. Вела презентацию народная артистка России Наталья Королева, выступали иркутские специалисты и гости фестиваля. Идея фундаментального труда, анализирующего историю фестиваля с момента зарождения, принадлежит (догадайтесь с трех раз…), конечно, его бессменному руководителю Анатолию Стрельцову. Автором, по её словам, Светлана Жартун стала, вроде бы случайно: «Пришла года полтора назад  к Анатолию Андреевичу с вопросом: нет ли какой-то театроведческой работы?»  Но, несомненно, эта философская случайность, на самом деле, абсолютна закономерна. Светлана Григорьевна  знает и о Вампилове, и о всех фестивалях, и о многих  его маститых и знаменитых гостях, и о театрах-режиссерах-актерах, участвовавших в Вампловских сборах, думаю, больше любого иркутского, тем более иногороднего, критика. Светлана Жартун  написала десятки статей в центральной и областной прессе на вампиловскую тему.  Она, что называется, в материале больше 40 лет. Так что ответ А.А. Стрельцова: «А попробуйте-ка, Светлана  Григорьевна, обобщить свой личный и наш общий фестивальный опыт в фундаментальной книге» был вполне адекватным.
 

В создании книги творчески  поучаствовали директор иркутского Культурного центра Александра Вампилова, хранительница уникальных вампиловских материалов Галина Солуянова, сотрудники охлопковского театра: начальник информационного отдела Алексей Власевский и завлит Дарья Мусихина. Талантливо оформил книгу иркутский художник Владимир Дейкун. Подробно остановилась на достоинствах книги в рамках презентации В. А. Максимова, более 30 лет курирующая профессиональное становление С. Жартун. Вера Анатольевна выразила надежду, что иркутское отделение Союза писателей сочтет возможным и даже необходимым рассмотреть теперь вопрос о приёме Светланы Жартун в члены писательского сообщества.
 

Подробный анализ книги – за рамками этих заметок, но отмечу лишь, что в ней приведены уникальные свидетельства пребывания на вампиловских фестивалях всех наиболее известных деятелей театра и литераторов из Москвы, Санкт-Петербурга и десятков других городов России.

Отчет о предыдущем вампиловском фестивале в «Страстном бульваре» №3-2013 г. я заканчивал словами: «Девятый фестиваль закрыт, через два года – десятый, юбилейный!». Теперь заменим только цифры – …через два года состоится одиннадцатый Вампиловский фестиваль, подготовка к которому уже началась.


Краткая версия статьи выйдет в журнале «Страстной бульвар», Выпуск № 3-183/2015. Так же ее можно прочитать на нашем сайте.

Автор: 
Владимир Попов
09.12.2015