Будь в курсе
событий театра

К юбилею артиста Якова Воронова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Смеяться, право, не грешно...

Голова поседела, в усах серебро поблескивает, обрел статус дедушки, но разве придет в голову, что заслуженный артист России Яков Воронов подошел к 55-летнему юбилею? Характер у него легкий, нрав веселый, и сам он будто состоит из острот, сочиненных на ходу. Перебрасываться шутками с ним бесполезно - переговорит, засыплет анекдотами и байками, которых накопилось в его актерской памяти бесчисленное множество.

При встрече с ним невольно начинаешь улыбаться. Вспоминаются его роли на сцене драматического театра, капустники, а также те «роли», которые он играет на бенефисах или актерских корпоративных (как сегодня говорят) вечеринках. Воронов вездесущ: он вручает дипломы выпускникам престижных вузов города, проводит благотворительные аукционы, ведет на телевидении репортажи хоккейных матчей команды «Байкал-Энергия» и, конечно, перевоплощается в Деда Мороза в новогодние праздники и каникулы.

В 2010 году его дедморозовский стаж достиг сорока лет… Он начинал «морозить» студентом театрального училища, помнит, к примеру, как в канун памятного 1972 года заработал аж 240 рублей. Тогда вся зарплата у актера была 100-120 рублей. Однако «богатство» не вскружило ему голову, с деньгами он поступил рационально - пошел и купил красный бархатный пиджак, в котором сразу почувствовал себя «первым парнем». А вскоре пиджак пригодился в театре: играл в нем роль итальянца в спектакле «Гнездо глухаря».

Но прежде чем начать разговор о работе Воронова в спектаклях, вернемся в его детство и школу, где у него была кличка Яшка-клоун, - он все время гримасничал, придумывал трюки, которыми смешил родителей и одноклассников. Он действительно хотел по окончании школы стать клоуном! Однако родителей это смущало, и они предусмотрительно не дали ему денег на поездку в Москву, где он хотел поступить в цирковое училище. Яков решил перехитрить судьбу и поступил в Иркутское театральное училище: «артист» - тоже звучит неплохо.

Со второго курса пошел служить в армию. После «учебки» в саратовской воинской части стал оператором радиолокационных станций слежения и наведения ракет, этому же делу начал обучать и молодняк. Состояли новобранцы в то время сплошь из грузин и узбеков, призванных в армию из горных аулов, по-русски могли сказать только «здравствуйте» и «до свидания». Как он их учил и чему научил - на этот вопрос он и теперь ответить не может.

Образованные родители Яши Воронова хотели видеть в сыне серьезного человека. Из уважения к ним он, вернувшись из армии, подал документы в государственный университет на юридический факультет. Но мечте родителей не суждено было сбыться: после сдачи двух вступительных экзаменов Яков шел по городу и встретил бывшего однокурсника, который пригласил его заглянуть в училище. Заглянули - и…

На третьем курсе Виталий Константинович Венгер усмотрел во вчерашнем солдате некую профессиональную зажатость. Мастер посоветовал Воронову чаще играть в капустниках, которые позволяют актеру почувствовать на сцене настоящую свободу и раскованность. С той поры и повелось: актер веселит публику и своих коллег по нынешнюю пору.

Другого амплуа, кроме актера-комика, у Воронова и быть не могло. На сцене он блистает в ролях, которые не всегда предполагают психологическое проживание роли. Например, в спектакле «Хозяйка гостиницы» он играет коммерсанта, разбогатевшего на спекуляциях. Какая психология, если можно покрасоваться, побахвалиться деньгами, на которые этот персонаж спектакля купил себе графский титул! Актеру особенно удаются образы современников - это типаж людей, почувствовавших себя хозяевами жизни. Раскованная манера игры переходит на сцене в наглый цинизм его персонажей. Одевшись когда-то в собственный красный пиджак, он продолжает воплощать носителей этих пиджаков на сцене.

Воронов не почувствовал бы себя актером, если бы не мечтал о ролях героев. Таким персонажем в его творческой судьбе стал Ленни из спектакля «Люди и мыши» Стейнбека. Это был физически здоровый парень со слабым умом, совершивший неосторожный поступок. И надо было видеть, каким странным, трогательным, вызывающим жалость был актер в этом спектакле! По сути, это ребенок, которому не дали вырасти.

Или герой спектакля «Город и самолет», поставленный режиссером Артуром Офенгеймом по пьесе японского драматурга-символиста на камерной сцене. Роль требовала напряжения, сложного проживания характера человека, оказавшегося в странном городе, в котором люди похожи на манекены; городе, где нет ни аэропорта, ни железнодорожного вокзала, хотя все только и говорят, что о самолетах и поездах. Странное состояние героя, оказавшегося в разреженной атмосфере собственной судьбы.

Блистал Воронов и в спектакле «Поминальная молитва», в котором ему была поручена роль Менахема. Горе-предприниматель не уставал удивлять количеством нелепостей, которые он придумывал, чтобы казаться удачливым. Актер ходил по сцене «гоголем» и был жалок, когда в очередной раз судьба поворачивалась к нему спиной. Оптимизм, с каким его герой переносил неудачи, стоял в ряду с его добрым сердцем и беззлобным характером. Таких, как Менахем, называли «двадцать два несчастья»; он даже телеграмму толком не смог прочитать и приехал со своей мамой из Киева в тот момент, когда из деревни выселяли его родственников.

Трогательным был дуэт Голды-Королевой и Менахема-Воронова. Сначала она ухаживала за ним, пришедшим зимой без пальто, простуженным и жалким. А когда заболела Голда, Менахем стал предлагать ей порошки, считая их лекарством от всех болезней и желая искренне помочь ей.

Ну, и о капустниках. Театральные капустники повелись со времен великого Михаила Щепкина - актера Малого театра начала XIX века. На актерских вечеринках в его доме обязательно подавали пироги с капустой, с той поры и стали закулисные шутки называть капустниками. Сколько их было переиграно с той поры! Свои добрые традиции капустников сложились и в Иркутске. Троица заслуженных артистов Воронов - Дубаков - Орехов хорошо известна не только в нашем городе, но и по всей России. И такая оценка актерского юмора - не преувеличение: они неоднократно становились лауреатами фестиваля капустников «Веселая коза» в Нижнем Новгороде.

В начале 2000-х годов иркутская троица открывала сезон Московского дома актера. Можно представить их волнение, когда в первом ряду они увидели Зельдина, Гурченко, Васильеву, Ширвиндта, других титулованных и именитых актеров. Представляя Якова Воронова, Владимира Орехова и Николая Дубакова, Григорий Горин назвал их «иркутчане». Ну, хоть не «иркутцы»… Да и не ударили «иркутчане» в грязь лицом.

На капустник похожи и аукционы, которые проводит Воронов. Глядя на него во время этой непростой работы, удивляешься, как ненавязчиво и в то же время настойчиво он умеет раскрутить аудиторию. На благотворительном аукционе фонда Юрия Тена, проводившего сборы на лечение детей-инвалидов и на покупку музыкальных инструментов для одаренных детей, с помощью Воронова были собраны немалые деньги. Начальную цену лотов ведущий умудрялся поднять в пять, а то и в десять раз. Одним словом, он и мастер, и тонкий психолог, умеющий шутками и прибаутками разогреть публику до накала соревновательных страстей.

В разговоре о Якове Воронове невозможно обойтись без его знаменитых баек, которые он рассказывает мастерски. В роли Деда Мороза он со Снегурочкой разъезжал по семьям, раздавал ребятишкам подарки. Однажды с новогодней бригадой случился казус: они зашли в дом, где их встретили смеющиеся парень и девушка, заказавшие Деда Мороза самим себе. Умеющий ценить хороший юмор, Воронов согласился присесть со Снегуркой за стол, пригласили попить чайку и шофера. А когда они вышли к машине, обнаружили, что детские подарки исчезли. Это было 30 декабря, и весь день 31-го Воронов бегал по магазинам, покупая на заработанные ранее деньги игрушки для ребятишек, которых не успел поздравить. Такие вот взрослые шуточки.

А вот с детьми Яков Михайлович с некоторых пор работать побаивается. Повелось это с момента, когда он решил порадовать собственных ребятишек. Готовился тщательно, сделал такой грим, что и родная мама не узнала бы. В дом зашел «с мороза», выслушал стишок, который приготовили дети, похвалил, раздал подарки и уже готов был торжественно удалиться. У порога услышал: «Сейчас папа переоденется и вернется». Не удалось ему обмануть смекалистую дочурку! С той поры и кажется ему, что для детей он Дед Мороз не настоящий. Другое дело - взрослые, они верят всем завиральным историям, которые рассказывает им улыбающийся «настоящий» Дед Мороз.

И все-таки, несмотря на популярность в городе, на приглашения вести корпоративные вечеринки и официальные торжества, Яков Воронов остается актером, самоотверженно преданным театру. Он много занят в спектаклях текущего репертуара, играет в классических произведениях, но, как кажется, его главные работы еще впереди.

Театр пока не готов предложить своим зрителям спектакли по пьесам современных авторов, потому что и сами авторы еще не научились языком драматургии говорить о главных проблемах общества. Перестройка и последующая действительность настолько замутили сознание россиян рубежа тысячелетий, что найти нравственные ориентиры сегодня стало крайне сложно. И все-таки, будем надеяться, появятся пьесы, а значит, и роли для Якова Воронова, в которых он развернуто, со всей выразительностью покажет типы людей, умеющих приспосабливаться к любой власти. А пока зрители видят Якова Михайловича в классическом репертуаре, смеются над проделками его героев, потому что смеяться, право, не грешно…

Автор: 
Светлана Жартун
22.05.2010