Будь в курсе
событий театра

К юбилею актёра Якова Воронова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

19 мая актёр Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова, заслуженный артист России Яков Михайлович Воронов отмечает шестидесятилетний юбилей. За тридцать семь лет работы в театре он сыграл сотни спектаклей и множество ролей. Известен как искромётный шоумен, автор и исполнитель реприз, ведущий многих торжественных мероприятий, концертов и также как болельщик хоккея с мячом с многолетним стажем, дважды удостоенный звания лучшего телекомментатора России по ХСМ. Мы попросили юбиляра рассказать о судьбоносных поворотах в его биографии и творческой деятельности.
 

- Как и почему Вы решили стать актёром?
 

- Во время учёбы в школе, как и у всех других ребят у меня было прозвище. Меня справедливо называли «Яшка – клоун», потому что я вполне серьёзно мечтал стать клоуном с детства. А отец, воспитывавший нас в строгости, всегда говорил мне, что я должен быть инженером или юристом. Я окончил школу и не с первого раза, но всё-таки поступил в 1972 году в Иркутское театральное училище. Проучился год и, так как военной кафедры у нас не было, меня призвали в армию. После армии прислушался к советам отца и подал документы на юридический факультет госуниверситета. Два экзамена сдал и когда мне оставался только один экзамен, я встретил своего однокурсника по училищу Евгения Казакова. Он предложил мне: «Давай зайдём в училище». Я зашёл, да так и остался здесь, живу театром.
 

После окончания училища мне поступали разные предложения о работе из театров Омска, Томска, Владивостока. И позже было ещё одно предложение, которое могло всё изменить. После трагической гибели Влада Листьева объявили кастинг на должность ведущего программы «Поле чудес». И можно сказать, что только отсутствие московской прописки – одного из обязательных условий конкурса не позволило мне пройти кастинг. У актёров по-разному складываются судьбы в профессии. У меня сложилось так, что я живу всю жизнь в одном городе и тридцать восемь лет работаю в одном театре.
 

- С кем из метров Иркутского драматического театра Вам довелось играть?
 

- В театре актёры по-настоящему учатся играть у партнёров по сцене – старейших актёров, профессионалов с огромным опытом. Именно у них можно научиться на уровне восприятия тайн и секретов тому мастерству, как жить, а не играть на сцене.
 

К большому сожалению, многих замечательных актёров Иркутского драматического театра, с которыми мне посчастливилось вместе работать на сцене и, у которых я бесконечно учился – уже нет среди нас. И огромное счастье для всех нас, что ещё играют и преподают сегодня корифеи иркутского театра. Мои педагоги – это В. В. Лобанов, который принимал меня в училище и работает сейчас в Санкт-Петербурге»; К. И. Мыльникова и, конечно, В. К. Венгер, народный артист России. Мне довелось работать на сцене вместе с В. П. Егуновым, а замечательный актёр А. П. Крюков был моим другом. И не столь важно, какую роль играл я, находясь вместе с ними на сцене.
 

Моим первым спектаклем стала постановка 1976 года «Макбет», где я простоял в массовке с копьём весь спектакль. Прошло примерно двадцать-тридцать лет и в беседе с Александром Павловичем Крюковым мы заговорили об этом спектакле. Оказалось, что спустя столько лет я помнил наизусть и мог цитировать все монологи его роли Макбета, так как выходил вместе с ним на сцену в массовке все спектакли, пока они шли в репертуаре.
 

И все сегодняшние корифеи театра тоже учились, как принято говорить, у стариков – не побоюсь этого слова – великих актёров другого поколения. Учились, находясь вместе на сцене с Сергеем Сергеевичем Чичериным, Александром Зиновьевичем Берманом и другими.
 

- Есть роли, которые Вам особенно дороги и почему?
 

- Было много разных ролей и много тех, которые особенно дороги. Например, та же роль в «Макбете». В ней у меня не было ни одного слова, но она для меня очень важна. У нас так устроена театральная жизнь, что есть спектакли, в которых у меня есть роль, но они снимаются из репертуара. И эта роль дорога памятью. А есть спектакли, такие как, например, «Василиса Прекрасная», который показывали зрителю семьсот раз и шестьсот из них в нём играл я. Просто пришёл такой момент, когда возрастные актёры сказали:  «Всё, молодёжь, теперь вы будете играть». Спектакль шёл двадцать два года и в нём я сыграл много ролей: Змея Горыныча, Лешего, братьев, то есть почти всех кроме Василисы и Лягушки.
 

Могу сказать, что любая роль оставляет внутри актёра какой-то след как на уровне воспоминания, так и на уровне ощущений. Но самое главное – каждая из них пополняет актёрский багаж – формирует незаменимый практический опыт работы на сцене.
 

- Что для вас значит участие в новой постановке «Вечно живые», посвящённой семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне?
 

- Эта святая тема, для всех нас. И изначально все мы – два режиссёра и актёры договорились, что воссоздание спектакля «Вечно живые», который раньше шёл на сцене нашего театра, для нас всех – долг и святая обязанность. И не важно, кто какую роль играет. Я играю негодяя и считаю, что, с одной стороны, мне как актёру важно оправдать образ и показать, как по-разному может проявить себя человек в сложной жизненной ситуации. А с другой стороны, в спектакле все мы говорим о вечно живых и важных человеческих ценностях: совесть, порядочность, вера, способность на самопожертвование. Главное, что спектакль посвящён целому поколению, победившему в той страшной войне.
 

Лично для меня тема Великой Отечественной войны – очень важна, потому что мой отец – ветеран той войны, которого, к сожалению уже нет с нами. В восемнадцать лет он ушёл на фронт, два года «тягал» пушку, дошёл до Берлина и оставил там свою подпись: «Миша Воронов из Черемхово». Получил два ранения, был награждён орденом Славы, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими наградами. Но в то время он был таким же двадцатилетним парнем, как сегодняшние молодые ребята, занятые в спектакле. И у каждого из них в семье тоже есть родные, которые воевали и отдали свои жизни на той войне. Не случайно в финале спектакля звучит песня «Журавли», а на экране зрители видят имена и фамилии родственников актёров, которые погибли. Тема памяти – это то, что действительно свято для всех и что объединяет разные поколения в нашей стране.
 

- Вы много лет создаёте другим людям праздник – проводите концерты, юбилеи, комментируете спортивные соревнования. А как Вы относитесь к своему предстоящему юбилею?
 

- Не знаю, кто и когда меня так впервые назвал, но в театре меня называют человеком-праздником и мне это нравится. Считаю, что если человек делает что-то с радостью и любовью, и если это ему интересно, тогда что-то получается. Давно работаю ведущим различных юбилеев и это для меня, прежде всего, доставляет радость, добавляет новые краски жизни. Так же как и спорт. Я болельщик с пятидесятилетним стажем и пятнадцать лет комментирую соревнования по хоккею с мячом.
 

Началось это увлечение, когда отец впервые привёл меня – восьмилетнего мальчишку на хоккей. Помню, как он намотал мне на ноги газеты, надел ботинки, одежду потеплее, и я оказался вместе с ним на ревущем стадионе. Потрясающая атмосфера, ощущение праздника, когда пятнадцать тысяч мужиков кричат, радуются, переживают на трибунах, произвела тогда на меня незабываемое впечатление на всю жизнь. Я даже умудрялся на несколько минут уйти со спектакля, прямо в костюме, чтобы посмотреть счёт и вернуться назад.
 

В этом есть своя специфика, но есть нечто общее. На празднике или перед комментаторским микрофоном, также как в театре нельзя допустить фальши. Если бы этот вид спорта мне самому не был так интересен, то, думаю, я бы где-то фальшивил. А болельщики, также как и зрители, это остро чувствуют. Кроме того, что работа спортивного комментатора и ведущего праздников даёт шанс дополнительно заработать, она предоставляет возможность живого общения с людьми и широкое поле для импровизации, что очень помогает на сцене и в жизни.
 

Что касается предстоящего моего юбилея, то мне кажется, что это происходит не со мной. Что это не мне шестьдесят лет. Тем более, что, начиная с 1972 года, когда я провёл первый концерт, и за все годы работы в театре мной проведено столько юбилеев. Несчитанное количество. Есть прекрасная пьеса «Проснись и пой» и песня, в которой для меня по-прежнему главной звучит фраза: «Кто может первый посмеяться над собой». Считаю, что к себе нужно относиться с иронией. А предстоящий юбилей воспринимаю, как повод создать праздник для дорогих мне людей и коллег по театру, что доставляет мне самому радость и удовольствие».

Автор: 
Наталья Стахеева
19.05.2015