Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

К юбилею актёра Якова Воронова

Версия для печатиВерсия для печати

19 мая актёр Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова, заслуженный артист России Яков Михайлович Воронов отмечает шестидесятилетний юбилей. За тридцать семь лет работы в театре он сыграл сотни спектаклей и множество ролей. Известен как искромётный шоумен, автор и исполнитель реприз, ведущий многих торжественных мероприятий, концертов и также как болельщик хоккея с мячом с многолетним стажем, дважды удостоенный звания лучшего телекомментатора России по ХСМ. Мы попросили юбиляра рассказать о судьбоносных поворотах в его биографии и творческой деятельности.
 

- Как и почему Вы решили стать актёром?
 

- Во время учёбы в школе, как и у всех других ребят у меня было прозвище. Меня справедливо называли «Яшка – клоун», потому что я вполне серьёзно мечтал стать клоуном с детства. А отец, воспитывавший нас в строгости, всегда говорил мне, что я должен быть инженером или юристом. Я окончил школу и не с первого раза, но всё-таки поступил в 1972 году в Иркутское театральное училище. Проучился год и, так как военной кафедры у нас не было, меня призвали в армию. После армии прислушался к советам отца и подал документы на юридический факультет госуниверситета. Два экзамена сдал и когда мне оставался только один экзамен, я встретил своего однокурсника по училищу Евгения Казакова. Он предложил мне: «Давай зайдём в училище». Я зашёл, да так и остался здесь, живу театром.
 

После окончания училища мне поступали разные предложения о работе из театров Омска, Томска, Владивостока. И позже было ещё одно предложение, которое могло всё изменить. После трагической гибели Влада Листьева объявили кастинг на должность ведущего программы «Поле чудес». И можно сказать, что только отсутствие московской прописки – одного из обязательных условий конкурса не позволило мне пройти кастинг. У актёров по-разному складываются судьбы в профессии. У меня сложилось так, что я живу всю жизнь в одном городе и тридцать восемь лет работаю в одном театре.
 

- С кем из метров Иркутского драматического театра Вам довелось играть?
 

- В театре актёры по-настоящему учатся играть у партнёров по сцене – старейших актёров, профессионалов с огромным опытом. Именно у них можно научиться на уровне восприятия тайн и секретов тому мастерству, как жить, а не играть на сцене.
 

К большому сожалению, многих замечательных актёров Иркутского драматического театра, с которыми мне посчастливилось вместе работать на сцене и, у которых я бесконечно учился – уже нет среди нас. И огромное счастье для всех нас, что ещё играют и преподают сегодня корифеи иркутского театра. Мои педагоги – это В. В. Лобанов, который принимал меня в училище и работает сейчас в Санкт-Петербурге»; К. И. Мыльникова и, конечно, В. К. Венгер, народный артист России. Мне довелось работать на сцене вместе с В. П. Егуновым, а замечательный актёр А. П. Крюков был моим другом. И не столь важно, какую роль играл я, находясь вместе с ними на сцене.
 

Моим первым спектаклем стала постановка 1976 года «Макбет», где я простоял в массовке с копьём весь спектакль. Прошло примерно двадцать-тридцать лет и в беседе с Александром Павловичем Крюковым мы заговорили об этом спектакле. Оказалось, что спустя столько лет я помнил наизусть и мог цитировать все монологи его роли Макбета, так как выходил вместе с ним на сцену в массовке все спектакли, пока они шли в репертуаре.
 

И все сегодняшние корифеи театра тоже учились, как принято говорить, у стариков – не побоюсь этого слова – великих актёров другого поколения. Учились, находясь вместе на сцене с Сергеем Сергеевичем Чичериным, Александром Зиновьевичем Берманом и другими.
 

- Есть роли, которые Вам особенно дороги и почему?
 

- Было много разных ролей и много тех, которые особенно дороги. Например, та же роль в «Макбете». В ней у меня не было ни одного слова, но она для меня очень важна. У нас так устроена театральная жизнь, что есть спектакли, в которых у меня есть роль, но они снимаются из репертуара. И эта роль дорога памятью. А есть спектакли, такие как, например, «Василиса Прекрасная», который показывали зрителю семьсот раз и шестьсот из них в нём играл я. Просто пришёл такой момент, когда возрастные актёры сказали:  «Всё, молодёжь, теперь вы будете играть». Спектакль шёл двадцать два года и в нём я сыграл много ролей: Змея Горыныча, Лешего, братьев, то есть почти всех кроме Василисы и Лягушки.
 

Могу сказать, что любая роль оставляет внутри актёра какой-то след как на уровне воспоминания, так и на уровне ощущений. Но самое главное – каждая из них пополняет актёрский багаж – формирует незаменимый практический опыт работы на сцене.
 

- Что для вас значит участие в новой постановке «Вечно живые», посвящённой семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне?
 

- Эта святая тема, для всех нас. И изначально все мы – два режиссёра и актёры договорились, что воссоздание спектакля «Вечно живые», который раньше шёл на сцене нашего театра, для нас всех – долг и святая обязанность. И не важно, кто какую роль играет. Я играю негодяя и считаю, что, с одной стороны, мне как актёру важно оправдать образ и показать, как по-разному может проявить себя человек в сложной жизненной ситуации. А с другой стороны, в спектакле все мы говорим о вечно живых и важных человеческих ценностях: совесть, порядочность, вера, способность на самопожертвование. Главное, что спектакль посвящён целому поколению, победившему в той страшной войне.
 

Лично для меня тема Великой Отечественной войны – очень важна, потому что мой отец – ветеран той войны, которого, к сожалению уже нет с нами. В восемнадцать лет он ушёл на фронт, два года «тягал» пушку, дошёл до Берлина и оставил там свою подпись: «Миша Воронов из Черемхово». Получил два ранения, был награждён орденом Славы, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими наградами. Но в то время он был таким же двадцатилетним парнем, как сегодняшние молодые ребята, занятые в спектакле. И у каждого из них в семье тоже есть родные, которые воевали и отдали свои жизни на той войне. Не случайно в финале спектакля звучит песня «Журавли», а на экране зрители видят имена и фамилии родственников актёров, которые погибли. Тема памяти – это то, что действительно свято для всех и что объединяет разные поколения в нашей стране.
 

- Вы много лет создаёте другим людям праздник – проводите концерты, юбилеи, комментируете спортивные соревнования. А как Вы относитесь к своему предстоящему юбилею?
 

- Не знаю, кто и когда меня так впервые назвал, но в театре меня называют человеком-праздником и мне это нравится. Считаю, что если человек делает что-то с радостью и любовью, и если это ему интересно, тогда что-то получается. Давно работаю ведущим различных юбилеев и это для меня, прежде всего, доставляет радость, добавляет новые краски жизни. Так же как и спорт. Я болельщик с пятидесятилетним стажем и пятнадцать лет комментирую соревнования по хоккею с мячом.
 

Началось это увлечение, когда отец впервые привёл меня – восьмилетнего мальчишку на хоккей. Помню, как он намотал мне на ноги газеты, надел ботинки, одежду потеплее, и я оказался вместе с ним на ревущем стадионе. Потрясающая атмосфера, ощущение праздника, когда пятнадцать тысяч мужиков кричат, радуются, переживают на трибунах, произвела тогда на меня незабываемое впечатление на всю жизнь. Я даже умудрялся на несколько минут уйти со спектакля, прямо в костюме, чтобы посмотреть счёт и вернуться назад.
 

В этом есть своя специфика, но есть нечто общее. На празднике или перед комментаторским микрофоном, также как в театре нельзя допустить фальши. Если бы этот вид спорта мне самому не был так интересен, то, думаю, я бы где-то фальшивил. А болельщики, также как и зрители, это остро чувствуют. Кроме того, что работа спортивного комментатора и ведущего праздников даёт шанс дополнительно заработать, она предоставляет возможность живого общения с людьми и широкое поле для импровизации, что очень помогает на сцене и в жизни.
 

Что касается предстоящего моего юбилея, то мне кажется, что это происходит не со мной. Что это не мне шестьдесят лет. Тем более, что, начиная с 1972 года, когда я провёл первый концерт, и за все годы работы в театре мной проведено столько юбилеев. Несчитанное количество. Есть прекрасная пьеса «Проснись и пой» и песня, в которой для меня по-прежнему главной звучит фраза: «Кто может первый посмеяться над собой». Считаю, что к себе нужно относиться с иронией. А предстоящий юбилей воспринимаю, как повод создать праздник для дорогих мне людей и коллег по театру, что доставляет мне самому радость и удовольствие».

Автор: 
Наталья Стахеева
19.05.2015