Будь в курсе
событий театра

Итальянские тайны по Гущину

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Премьера, о которой так много говорили, состоялась. Спектакль Геннадия Гущина «Трое на качелях» по одноименной пьесе итальянского драматурга Луиджи Лунари вызвал восторги немногочисленных зрителей (около 120 человек), имевших счастье на него попасть. Желающих же было намного больше. Но режиссер решил ограничить количество смотрящих, разместив их прямо на сцене и тем самым позволив быть им почти участниками постановки.

Пьеса «Трое на качелях» — из числа абсурдистской литературы, хотя довольно проста для понимания. В спектакле три главных действующих лица: Капитан (Николай Дубаков), Командор (Игорь Чирва) и Профессор (Александр Дулов). Есть еще таинственная женщина, то ли бог, то ли уборщица (Виктория Инадворская), появляющаяся из люка в полу, и мужчина — лицо, вымышленное режиссером (Александр Тюшняков). Три наших героя случайно встречаются в каком-то странном помещении, причем у каждого свой адрес. Здесь начинаются странности: мистическое здание с чудо-холодильником, где каждый находит то, что пожелает, неоткрывающиеся двери, справочник Сингапура с номерами итальянских телефонов героев. Помещение — замкнутый круг, лабиринт, куда есть только вход, но нет выхода, и герои блуждают в нем, споря о жизни, о смерти, делясь своими мыслями и переживаниями. А зрители попадают в мир собственных представлений о мире, хотя, возможно, и не подозревают об этом.

Помещая на сцене «ненастоящее», абсурд, Геннадий Гущин реально создает пространство мистическое, а помещая тут же настоящее (случаи из жизни, исторические факты), — пространство жизненное. Они тесно переплетены и как будто объясняют друг друга, в то же время запутывая все снова. А по большому счету понимание всего происходящего зависит от нашего, зрительского, представления о мире. И здесь создается иллюзия бесконечного числа вариантов действия, однако на самом деле число вариантов равно числу зрителей. Можно еще приплюсовать участников спектакля, но все равно их число конечно. Поэтому и сценическое пространство несет в себе мотив конечности мира, его экзистенциальность. Жизнь человека — высшая ценность, но она не бесконечна, после смерти его ничего не ждет. И зная это, мы стремимся оправдать свое существование на земле всем, что имеем: принципами, душевными качествами, поступками. Мы противопоставляем эти ценности миру, смерти, бытию.

Можно свести смысл спектакля к суду человека над самим собой, но это только один из его аспектов. Здесь и одиночество человека в огромном мире, и отчужденность, и отчаяние, и его мысли. Что держит их в этом здании, какая сила? Каждый может уйти в свою дверь (их три), но они возвращаются, как будто бросая вызов судьбе, и запутываются все дальше и дальше. Это система, вскормившая их, это мир, который они хорошо знают, с которым срослись. От него не убежишь, вот и оправдываются герои, кладя на весы жизни и смерти все, что имеют. А все повторяется снова, когда в финале появляется в этом здании некий мужчина и, не видя их, уже оплативших счет, принимается ждать своей очереди.

Спектакль как будто сделан по законам сновидения: нет ни истинного начала, ни истинного конца, нет мотивировки поступков. Потому что нет никакого прошлого и никакого будущего, а только «сейчас» и «здесь». И то, что происходит, происходит с какой-то незыблемой непременностью, не вызывая у нас и тени сомнения.

Все персонажи равны по своей значимости. Ответ на вопрос о качестве спектакля зависит от зрителя, от того, насколько качественно он смотрит, что он вынес для себя. Хочу заметить одно: спектакль сделан в стиле «точность», что очень ценно при хорошем сюжете и литературном тексте, хотя режиссер приблизил его к нашей действительности (употребление некоторых исконно русских сочетаний из Ильфа и Петрова, «ни хрена», «бред сивой кобылы» и т.д.) и в финале ввел свой персонаж. Никто за два с небольшим часа не заскучал. Внимание зрителя крепко держала великолепная игра актеров при почти полном отсутствии декораций.

Леонид Утесов как-то сказал: «Может, и нет актеров незаменимых, зато есть актеры неповторимые». Николай Дубаков блестяще сыграл Капитана, с юмором «специально для военных» («Саперной лопаточкой докопаюсь до истины»), очень цельно и характерно. Игорь Чирва сразил зрителей наповал: восторги в его адрес летели со всех сторон, и его работа действительно заслуживает высокой оценки. Интересна игра молодой пары — Виктории Инадворской и Александра Дулова, дебютировавших у Г.Гущина в «Хороших людях».

Жанр спектакля Г.Гущин обозначил как «розыгрыш». Ситуация разыграна, и в ней есть место всему: и дружному смеху, и рассуждениям, которые заставляют задуматься, и вопросам, возникающим в сознании, и ответам на некоторые из них.

Еще одна премьера и еще одна удача на счету Геннадия Гущина. Я не устаю поражаться и радоваться тому, с какой отдачей и интересом работает режиссер. Его спектакли всегда событие, о котором потом долго говорят в городе.

Автор: 
Л.ТОКРАНОВА
30.11.1998