Будь в курсе
событий театра

Историческая поэма о правде русской судьбы

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Не за горами одна из долгожданных премьер Иркутского академического театра – спектакль «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого вновь вернется на охлопковские подмостки уже 20 марта. Постановщиком выступил приглашенный режиссер Станислав Мальцев. Третий месяц вместе с артистами и работниками цехов театра он создает мир, который в скором времени перенесет зрителей театра в XVI век, во времена правления царя Федора I.
 
Нынешнее обращение к этой пьесе Алексея Толстого для Иркутского драмтеатра станет не первым. В шестой раз артисты попытаются разгадать причины разразившейся «смуты» и выяснить, какими путями люди приходят к власти, и какой собственно властитель нужен народу.
 
Впервые к трагедии Алексея Константиновича Иркутский театр обратился в 1901 году. Режиссёром тогда стал Н.А. Белозерский, царя Фёдора играл артист М.Н. Акимов. После к пьесе вернулись в 1920 году (постановщиком выступил И.К. Самарский-Эльский), и в 1941 (режиссёр – Д.А. Хадков). О спектакле, который появился в предвоенные годы, зритель Георгий Барский вспоминал: «Никогда не забуду первый день войны. 22 июня 1941 года было воскресенье, и на улице ярко светило солнце. Мы в этот день пошли на дневной спектакль, давали «Царя Фёдора Иоанновича» – в те времена классика шла днём. Я был школьником, но уже хорошо знал актёров, пересмотрел все спектакли и слыл завсегдатаем. Спектакль был мощным по звучанию, оставлял впечатление большого эпического полотна».
 
В 1988 году к постановке трагедии Толстого приступил режиссёр Ян Цициновский. В спектакле он исследовал причину тех трагических событий, которые привели к «смутным» временам.
 
Исследуя личность Фёдора, невольно приходишь к другим параллелям, которые не могут волновать наших современников, – отмечал Ян Цициновский в интервью «Восточно-Сибирской правде» тех лет. – Это, например, тема власти, тема человека, ею обличённого. В этом отношении трагедия Толстого представляется мне современной.
 
В 1993 году спектакль Яна Цициновского на охлопковской сцене восстановил заслуженный артист России Александр Крюков. Роль царя Федора исполнял Игорь Аникин, добавив к образу правителя, неспособного управлять государством, детскую наивность, незащищенность и трагическое осознание содеянного.
 
Обращаясь в очередной раз к «Царю Федору Иоанновичу», театр не только подчеркивает актуальность этого произведения, которое живет не первое столетие. Он обращает внимание зрителей на те уроки, которые, подобно мудрому учителю, дает нам история.
 
– Повторяемость уроков истории очевидна. В один ряд выстраиваются смута, по поводу которой написана драма, грандиозная смута Гражданской войны, которую пьеса предрекает, за ними – смута краха советской России, – размышляет режиссёр-постановщик Станислав Мальцев. – Но нельзя забывать, что перед нами не историческая драма в чистом виде. Перед нами поэма, где сложнейшим образом сталкиваются и переплетаются громадные мировоззренческие пласты. Спектакль ни в коем случае не должен становиться судом над прошлым или калькой настоящего. Мы хотели бы увидеть в нём историческую проекцию будущего через уже имеющийся и осмысленный опыт. Не политическая острота и даже не историческая точность нас здесь больше всего волнует, а «правда человеческая», правда русского характера и русской судьбы.
Фото: 
Кирилл Фалеев, из архива театра
07.03.2018