Будь в курсе
событий театра

Испытание длиною в жизнь

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Вот уже без малого год как на сцене Иркутского драматического театра с успехом идет спектакль «Вечно живые» по одноименной пьесе Виктора Розова. Поставлен он был специально к празднованию 70-летия Великой Победы. Однако пьеса актуальна во все времена, так как здесь герои проходят проверку на прочность суровыми обстоятельствами. Как и в жизни, далеко не все действующие лица смогут достойно выдержать этот экзамен.
 

Постановка «Вечно живые» рассказывает о людях, которые мечтали учиться, работать, строить карьеру, жениться, рожать детей и нянчить внуков. Такие простые и важные планы — все это в один миг перечеркнуло нападение фашистов на нашу землю в июне 1941-го.
 

Старшее поколение помнит советский фильм «Летят журавли», снятый в далеком 1954 году по розовскому сценарию. Главная мужская роль — Бориса — досталась молодому красавцу-актеру Алексею Баталову. Он превратил своего персонажа в монолитного народного героя, величественного, способного на большие чувства и большие поступки.
 

Между тем сама пьеса Виктора Розова полностью лишена какой-либо эпичности и однозначности. Скорее наоборот, писатель дает человеку право на ошибку, на сомнение, на горечь утраты по собственным, глубоко личным мечтам и стремлениям, которые в одну секунду разрушила война.
 

Точно следуя стилю повествования автора пьесы, главный режиссер театра Геннадий Шапошников показывает, как сильно война калечит души людей, оголяет их скрытые до сих пор недостатки. В столь экстремальных условиях так легко совершить ошибку, пойти неверным путем. Психологизм Розова таится в деталях, отдельных фразах героев, но он пронизывает  всю постановку от начала до конца.
 

Почти с самого начала спектакля мы попадаем в мирную, красиво обставленную московскую квартиру Бороздиных. Трагедия обрушилась на этот уютный дом, когда сын Борис (арт. Константин Агеев) внезапно решает идти добровольцем на войну, на которой в итоге и погибает. Сам актер выглядит немного суетливым, он словно торопится уйти со сцены, произнеся все заученные фразы. Сцена расставания с любимой девушкой Белкой (арт. Екатерина Константинова) и семейные проводы проходят достаточно быстро, без лишнего надрыва и накала эмоций. 
 

Вероника… На протяжении спектакля героиня меняется и духовно, и внешне. Война не пощадила еще не окрепшую душу девушки. Потеряв при бомбежке родных, она осталась жить с Бороздиными. В полной растерянности Белка совершает роковой поступок: выходит замуж за двоюродного брата жениха, циничного музыканта Марка (арт. Алексей Лобанов), умело воспользовавшегося ситуацией.
 

Во втором действии, в деревянном холодном бараке, в маленьком городе, куда на время оккупации переехали Бороздины, мы видим совсем другую Веронику. В темной одежде, сапогах, с теплой шалью на плечах — в ней нет и намека на бывшую радостную девушку, влюбленную и полную сил. Перед нами предстает глубоко несчастная женщина, совершившая страшную ошибку, день и ночь корящая себя за опрометчивый, некрасивый поступок.
 

Будучи очень женственной по своей натуре, актриса безупречно передает раздражение, холодность, которые испытывает ее героиня по отношению к нелюбимому мужу Марку. Вероника Екатерины Константиновой страдает «громко», с надрывом. Подчас она срывается на эмоции, которые больше подходят к дворцовой обстановке эпохи романтизма, нежели к угрюмым военным декорациям.
 

Удивительным образом актриса меняется в последнем действии. По возвращении в Москву и освобождении от невыносимых брачных уз Вероника выглядит спокойной и умиротворенной. Словно тяжкий груз упал с ее души. Она понесла наказание за совершенную ошибку молодости и теперь, получив прощение, хочет «прожить жизнь хорошо».
 

В спектакле особенно хорошо проработан образ семьи, которая держит человека на плаву, не позволяя сломаться под тяготами сурового времени. И весь этот образ целиком держится на заслуженном артисте России Николае Дубакове, на его мастерском и до жути правдоподобном исполнении роли Федора Ивановича, строгого, но справедливого главы семейства. В постановке, как и в семье, он скрепляет других актеров, захватывает внимание зрителя и не отпускает до самого конца пьесы.
 

Перед нами предстает по-настоящему сильный, волевой, принципиальный человек, для которого труд, честь и долг — не простые слова. Опытнейший хирург, лишенный каких-либо мягких жестов, он с особой, отеческой теплотой относится к своим домочадцам. И даже юного, восторженного солдата Владимира (арт. Сергей Дубянский), принесшего в дом страшную весть о гибели Бориса, принимает как родного. Простил и полюбил он запутавшуюся в жизни Веронику, которую молча, втайне от других и от себя же самого, жалеет.
 

Вот только поступок племянника Марка простить Федор Иванович не сможет никогда. Большие люди, как правило, остаются беззащитны перед подлостью и хитростью, это их ранит сильнее открытого противостояния. Одной из самой запоминающихся сцен спектакля стал момент, когда Федор Иванович отчитывал погрязшего в интригах племянника. Здесь не было громких слов, выразительных жестов, но сердце сжималось от боли и обиды за главу семейства. Так естественно, по-семейному дрожал голос Федора Ивановича, по-семейному просто он вытирал глаза платком, а заботливая дочь Ирина (арт. Анастасия Пушилина) держала отца за плечи, пытаясь его успокоить. Как бы чего-нибудь не случилось! Признаться, такие же мысли посещали в этот момент и зрителя, настолько убедительно Николай Дубаков играл свою роль.
 

Особенно яркой и сильной по накалу вышла финальная сцена третьего действия, когда Бороздины узнают подробности трагической гибели Бориса. Все это время родные жили пусть и слабой, но надеждой, а теперь оказались перед лицом неизбежности. Мертвая тишина повисла в воздухе, никто из героев не произносит ни слова. И вот в эту гнетущую обстановку врывается счастливая Анна Михайловна (арт. Виктория Инадворская), сын которой только что вернулся живым с войны. В один момент на небольшом пространстве сцены переплетаются жизнь и смерть, горечь безвременной утраты и радость долгожданной встречи.
 

По задумке режиссера спектакль «Вечно живые» ставился не столько о войне, сколько о выборе человека, о мере его стойкости перед лицом страшных испытаний. Постановка так и осталась бы замкнутой в пределах одной семьи, психологической, если бы не особая финальная точка.
 

Едва закончился последний акт пьесы и погасли прожектора, как на большом экране позади сцены начали идти титры. В них рядом с именами актеров и работников театра указывались имена их родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. За каждой строчкой скрывалась личная трагедия, судьба, боль. Пока шли титры, звучала песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, посвященная павшим в те страшные годы солдатам.
 

С первых аккордов  весь зал встал, чтобы молча отдать дань памяти ушедшим героям, которые подарили нам мирное небо. Кто-то в этот момент вспоминал своего деда, прадеда, фронтовых товарищей, у многих текли слезы. В один миг всех присутствующих объединила общая боль, общая память, сохранившаяся в нас на генном уровне.
 

Война, которая всего минуту назад была условием действия персонажей, вдруг лично коснулась каждого зрителя, каждого актера, молча стоявшего на сцене, и отозвалась болью в каждом сердце. Ведь еще никто не забыт, ничто не забыто…

Автор: 
Олеся Липчинская
08.02.2016