Будь в курсе
событий театра

Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова подводит итоги 170 театрального сезона

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Завершается театральный сезон Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова. До 4 августа коллектив уходит в отпуск с надеждой на то, что новый сезон подарит долгожданную встречу со зрителями.
 
Этот сезон был полон ожиданий и неожиданностей. Мы как всегда планировали премьеры, гастроли, фестивали и юбилейные торжества, но в силу непреодолимых обстоятельств театр был вынужден приостановить свою реальную деятельность и сохранять связующую нить общения со зрителями в пространстве виртуальном. И, если первая половина сезона реализовывалась по заранее намеченному плану, то вторая потребовала от театра большого мужества. Это проживание «БЕЗ ТЕАТРА» для каждого из нас стало тоже своего рода опытом, который заставил посмотреть на привычные вещи под другим углом зрения, больше ценить живое общение, свою профессию и близких.
 
Пусть этот новый опыт поможет нам быть более внимательными, добрыми, трепетными, чуткими, требовательными, сильными и мудрыми в будущем! А сейчас мы по традиции вспомним самые яркие моменты уходящего 170-летнего сезона.
 
Премьеры сезона
 
В этом сезоне зрители смогли оценить 6 премьер! Классическое репертуарное направление пополнили две пьесы русской и зарубежной драматургии. Это «Горе от ума.,:…!-?» Александра Грибоедова и «Лекарь поневоле» Жана-Батиста Мольера.
 
Главный режиссёр театра Станислав Мальцев явил нам образ Чацкого, как человека странного, чужеродного и не принимаемого обществом. Герой вернулся в промёрзлую Москву в ожидании любви и понимания. Но не получил ни того, ни другого. Только сомнамбулическая апатия и морок лжи окружили его. Роль Чацкого исполнил Алексей Орлов (I).
 
Новая работа приглашённого, уже знакомого иркутянам режиссёра Олега Пермякова «Лекарь поневоле» вызвала творческие споры и размышления о современном прочтении классики. Мольеровский Сганарель в исполнении Артёма Довгополого – добрый комичный простак, которому пришлось исхитряться и приспосабливаться к роли всемогущего целителя. Он не становится злодейским оружием в руках судьбы, никакого обмана по-крупному. Здесь добродушное плутовство и балагурная игра в игру, приправленная динамичной музыкой и яркими элементами декораций.
 
Талантливым экспериментом стал режиссёрский дебют актёра Василия Конева, который в рамках проекта «Другая сцена – другие спектакли» представил авангардную постановку по ранним рассказам Виктора Пелевина «Ухряб». Придя на этот спектакль, зрителю стоит приготовиться разгадывать, заложенные постановщиками смыслы как ребус, складывать обрывки фраз и эклектику мизансцен в единую образную картину.
 
Василий Конев также впервые поставил новогоднюю историю «Тайна ореха Кракатук» по известному сюжету сказки «Щелкунчик». Вместе с девочкой Мари ребятишки попадали в мир детства, где оживали игрушки, маленькие серые мыши превращались в коварных вредителей и нарушителей спокойствия королевства, а странный деревянный Щелкунчик – в прекрасного героя.
 
Современная драматургия в этом сезоне была представлена пьесой Елены Греминой «Братья Ч.», которая повествует о нескольких днях жизни Антона Павловича Чехова. Документально-художественная постановка Станислава Мальцева рождает размышления о личности писателя, его творчестве, влиянии окружающего мира на творца и о том, как происходит сложнейшее становление «художника».
 
Фестивали
 
В этом сезоне с 16 по 22 сентября состоялся XII Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Экспертный совет фестиваля рассмотрел 79 заявок, к участию было приглашено 19 коллективов. Афиша включала в себя четыре вампиловские постановки и произведения близкие по духу Василию Шукшину и Валентину Распутину. Афиша также была насыщена и именами современных драматургов – Гузель Яхина, Ярослава Пулинович, Виктор Пелевин, Реми де Вос. Показы спектаклей традиционно сопровождались специальной программой, которая включала лекции, круглые столы, мастер-классы, читки и актёрские капустники.
 
Коллектив Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова принял участие в Театральном фестивале по произведениям Юрия Полякова «Смотрины», который состоялся с 1 по 13 ноября в Москве. Это своеобразный смотр произведений российского писателя, поэта, драматурга, киносценариста и общественного деятеля. Фестиваль проходил во второй раз при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, организатором является Национальная ассоциация драматургов. На сцене Московского театрального центра «Вишнёвый сад» охлопковцы сыграли спектакль по пьесе Юрия Полякова «Халам-Бунду, или Заложники любви» 4 ноября.
 
Гастроли
 
В рамках федерального проекта Большие гастроли по направлению «Межрегиональная программа» состоялись обменные творческие визиты театра им. Н.П.Охлопкова и Ивановского областного драматического театра. Иркутяне гостили на ивановской сцене с 24 по 28 сентября и показали пять спектаклей: «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, «Тартюф» Жана-Батиста Мольера, «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Комната невесты» Валентина Красногорова и «Не верь глазам своим» Жана-Жака Брикёра и Мориса Ласега. Всего постановки смогли увидеть более 3000 человек.
 
Гастроли по Иркутской области – одна из важнейших задач в деятельности театра как государственного учреждения культуры. Они проходят регулярно и осуществляются при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области. По доброй традиции драмтеатр совершил гастроли по Иркутской области. В этот раз зрители Нижнеудинска, Тайшета, Усть-Илимска, Саянска, Зимы, Усть-Кута, Ангарска, посёлка Куйтун и смогли увидеть комедию «Прощание в июне» Александра Вампилова и постановку «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова.
 
Осуществились гастроли и в один из самых отдалённых и труднодоступных районов Приангарья – город Бодайбо. Жителям были представлены сценическая версия стихотворного романа Александра Пушкина «Евгений Онегин» и мелодрама «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана. Несмотря на сорокоградусные морозы, каждый вечер зрительный зал местного дома культуры был полон, и требовались дополнительные места. Зрителями и участниками встреч с артистами театра стали около 900 жителей Бодайбо.
 
А также
 
В уходящем сезоне театр реализовал проект-мечту – Школу театрального критика, главным лектором которой стал крупный исследователь российского театра, театровед и театральный критик Павел Руднев. На наш призыв откликнулось неожиданно большое количество людей, искренне любящих театр и желающих публично говорить о нём. Четыре дня лекций, практический навык написания рецензии, глубокий анализ театральных процессов в России, 40 участников, масса отзывов и пожеланий продолжать проект. Надеемся, что наши дальнейшие планы в этом направлении будут качественно меняться и развиваться.
 
Кроме того, в конце 2019 года творческий коллектив охлопковского театра получил премию Губернатора Иркутской области за создание спектакля «Царь Фёдор Иоаннович». Лауреатами стали режиссёр-постановщик Станислав Мальцев, художник по костюмам Оксана Готовская и исполнители ролей Царя Фёдора и Бориса Годунова Сергей Дубянский и Степан Догадин.
 
В режиме самоизоляции
 
Закрываясь на карантин Иркутский драмтеатр не предполагал, что разлука с публикой будет такой продолжительной. Коллектив готовился к премьере по пьесе Алексея Толстого «Любовь – книга золотая», которая была назначена на 19 марта, но в результате театр успел осуществить только сдачу спектакля. По традиции на ней присутствовала и пресса. Постановка была запечатлена журналистами на пороге своего выпуска, но к зрителю «Любовь – книга золотая» так и не вышла. Поэтому к новому сезону у нас имеется готовая премьера режиссёра Геннадия Гущина.
 
Буквально перед объявлением в Иркутской области режима повышенной готовности, а затем и режима самоизоляции в театре приступили к репетициям нового спектакля «С вечера до полудня» по пьесе советского драматурга Виктора Розова. Драму семьи писателя Жаркова на Камерной сцене планирует поставить Станислав Мальцев.
 
Ещё одна постановка «Лев зимой» по пьесе Джеймса Голдмена, запланированная к юбилею заслуженной артистки России Елены Мазуренко, должна была состояться в апреле. Творческую работу над исторической драмой о любви и власти коллектив продолжит после отпуска.
 
Конечно же, самым большим событием сезона должно было стать празднование 170-летнего юбилея театра. Коллектив подготовил целую неделю торжественных мероприятий: лучшие спектакли, костюмированные площадные действа, пресс-конференции, розыгрыши призов и встречи с любимыми артистами. Всё это с любовью припасено для зрителей и дожидается своего часа!
 
- Вот и завершился наш юбилейный 170 театральный сезон. По понятным причинам не все наши планы смогли осуществиться. Однако мы ни в коем случае их не отменяем, а просто переносим на будущее, в котором, дай Бог, всё состоится! Мы вновь встретимся с вами, наши дорогие зрители, обязательно завершим начатые театром постановки, вместе отпразднуем юбилей, посетим с гастролями отдалённые уголки Иркутской области и побываем на театральных фестивалях и форумах, – с оптимизмом говорит директор театра Анатолий Стрельцов.
 
Подводя итоги уходящего сезона, мы от души говорим слова благодарности всем, кто принимал живое, искреннее и увлечённое участие в жизни театра – нашим зрителям, партнёрам, коллегам, друзьям, журналистам и всем преданным почитателям театрального искусства!
29.06.2020