Будь в курсе
событий театра

Иркутская драма: читинская неделя (или Читинская неделя иркутской драмы)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

 

На прошлой неделе завершились обменные гастроли двух драматических театров – Забайкальского краевого и Иркутского академического им. Н.П. Охлопкова. Это стало довольно крупным и, без сомнения, значимым событием культурной жизни двух городов. И эти гастроли стали последними для директора и художественного руководителя забайкальской драмы народного артиста России Николая Алексеевича Березина.
 
За семь дней, с 22 по 29 ноября, на сценах Читы и Иркутска было сыграно более 15 спектаклей – разножанровых, классических и современных, для детей и взрослых. Зрители этих городов смогли хоть немного познакомиться с театральным искусством соседей – ведь в Чите иркутяне не были 30 лет(!), а вот читинцы приезжали на большие летние гастроли в Иркутск всего 4 года назад.
 
Художественные руководители и главные режиссеры этих двух театров – Народный артист России Николай Березин и Геннадий Шапошников – оба выпускники ВТУ им.Б.Щепкина. Геннадий Викторович – автор многих спектаклей на сценах театров Москвы, откуда более 20 лет назад приехал в Читу Николай Алексеевич. Режиссер Березин поставил на забайкальской сцене более 60 спектаклей. За 8 лет работы в Иркутском академическом режиссер Шапошников стал постановщиком около 20 произведений. Четыре из них и увидели читинцы.
 
Одним из первых стал молодежный театральный проект «R&J» - современное решение «Ромео и Джульетты» Шекспира. Трансформирующиеся декорации, герои-двойники (сам персонаж и его внутреннее «я»), облегающие костюмы, ритмичная музыка. Казалось бы, от самой известной трагедии осталась только борьба за любовь – но ведь это главное! Атрибуты могут быть разными, и они в большей степени призваны соответствовать времени. К тому же, сюжет давно всем известен и теперь интересно наблюдать за его сценическим воплощением – фантазией режиссера и художника. Конечно, в спектакле есть и фехтование, и длинные платья (только не на главной героине), и дуэли, где убивают за честь. Однако, у зрителя не возникает ощущения, что он находится в средневековье – пространство представляется скорее чем-то нереальным, фантастичным: шекспировские герои с ловкостью альпинистов перемещаются по отвесной стене, они как профессиональные рок-музыканты играют на гитарах и барабанах, успевая, словно акробаты, выполнять невероятные трюки. Динамика и драматизм ускоряют время спектакля, но за всем этим теряется трагичность финала. В сердце зрителя остается светлая печаль по поводу неудавшееся жизни, но всё же обретенного счастья Ромео и Джульетты.
 
Следом читинцы увидели спектакль, основой которого стал современный драматургический опыт нескольких исследователей. Тема декабризма объединяет Читу и Иркутск сильнее прочих – ведь многие ссыльные восставшие отбывали наказание и жили именно здесь. Спектакль «Тёмный лёд», премьера которого состоялась буквально накануне отъезда труппы в столицу Забайкалья, уже стала самой громкой премьерой сезона в Иркутске. Постановка понравилась и читинцам – своей загадочностью, логичной мозаичностью, рассмотрением этой темы не столько как исторического события, сколько как стимула для раскрытия человеческой сущности, развития отношений между разжалованными офицерами и их возлюбленными и жёнами. Нервным, неуверенным, но все же очень добрым и понимающим предстал перед зрителями генерал Лепарский. Однако в спектакле есть и главная пара, за эволюцией отношений которых, кажется, следят не только зрители, но и сами герои. Лёд здесь действительно тёмный, и никто не сможет увидеть, что же скрывается за ним до срока. Однако, когда под ногами уже слышен хруст, становится слишком поздно, чтобы что-то исправить. Именно так жизнь человека превращается в историю. И это происходит на наших глазах, когда в финале прекрасные пары в бальных нарядах танцуют вальс на гладком, разрезанном световыми лучами полу.
 
Несмотря на то, что над всеми показанными постановками режиссер Геннадий Шапошников работал в разное время, четко прослеживается его почерк. Его умение не состыковывать действия, а плавно менять мизансцены. Они перекликаются, перетекают одна в другую, сохраняя ассоциативную связь, которая очень хорошо ощущается в зрительном зале. Режиссер сплетает спектакль, захватывая нить то с одной стороны сцены, то с другой, вырисовывая тщательно продуманный узор. Геннадий Шапошников не боится задействовать весь арсенал театральных эффектов – соответствующая музыка, натуральность или условность декораций в зависимости от задачи постановки, вокальные партии, которые для чистоты впечатления достаются только хорошо поющим актерам, игра светом. С уверенностью можно говорить об удивительной атмосферности спектаклей этого режиссера. И, кажется, всё это по определению чуждо комедиям положений, где ценится гротеск и нагромождение совершенно несовместимых элементов. По двум комедиям известнейшего французского драматурга Марка Камолетти – «Боинг-боинг, или ужин по-французски. Начало» и «Ужин по-французски» - кажется, что это чуждо и режиссеру Шапошникову. Однако, читинские гастроли иркутского академического театра драмы можно без сомнения назвать успешными.
 
Забайкальский драматический так же тепло встретили в Иркутске. Актерам аплодировали, кричали «Браво!», восхищались их игрой и спектаклями. Но внезапный уход из жизни художественного руководителя и главного режиссера театра Николая Алексеевича Березина, конечно, стал для труппы слишком горестным событием. А ведь Николай Алексеевич прилетел в Иркутск, чтобы выйти на сцену в любимом читинцами спектакле «Бинго», где играл главную роль. Не успел…
Автор: 
Ксения Раздобреева
29.11.2011