Будь в курсе
событий театра

Интервью с Изиславом Лившицем: «Я считаю, что мне помогает Бог…»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Наверное, в Иркутске не найдется человека, не знакомого с именем доктора Лившица. Заслуженный врач России, известный фитотерапевт, самый посещаемый доктор Сибири, главный врач Центра народной медицины, автор 20 книг, вышедших общим тиражом более миллиона экземпляров (включая научно-популярные издания, прозу и лирику), общественный деятель, человек, огромной энергии и жизнелюбия – это всё о нём.

Изислав Лившиц с начала 90-х годов, как это принято говорить, серьёзно увлекся поэзией. На сегодняшний день он издал 7 сборников своих стихотворений, провел 5 больших творческих вечеров и массу встреч со школьниками и студентами в Иркутске и районах области, его басни читают на уроках литературы, по его стихам пишут дипломные работы, а на концертах плачут зрители.

Доктор Лившиц – новый герой театрального проекта «Автор на сцене», который недавно запустил Охлопковский театр. Общаться с Изиславом Анатолиевичем – большое удовольствие, почти на все вопросы о творческой жизни, планах и предстоящем выступлении на Камерной сцене Иркутского академического он находит цитаты из своих произведений. Но, соблюдая интригу вечера и не претендуя на роль нового поэтического сборника, публикуем некоторые из них.

–  Есть ли у Вас стихотворение-эпиграф к мероприятию?
–  Конечно!
«Жива Россия куполами золотыми,
Звучит как праздник колокольный звон,
И крестный ход с иконами святыми
Навечно будет Богом освящен».

Эти строки завершают мою поэму, посвященную Казанской иконе Божией Матери. Именно её я буду читать на моей встрече со зрителями 21 января, я даже назвал ее «Жива Россия куполами золотыми…». Само же мероприятие мне хочется посвятить православному празднику Крещения, который состоится накануне.

– Как случилось, что Вы взялись за такую тему?
– Замысел поэмы пришел совершенно внезапно. В этом году настоятель храма Казанской иконы Божией Матери предложил мне написать об этой чудотворной иконе. Ранее о ней ничего написано не было,  и кто ни брался – не получалось. Я тоже вначале сомневался – я же об этом так мало знаю! А потом как будто Бог начал диктовать мне… Так всё и получилось: 101 четверостишие были написаны за 10 дней, затем я два месяца добавлял, уточнял, дописывал.  В итоге скоро выходит красочный альбом с иллюстрациями – более чем из 150 четверостиший.

– Откуда такое вдохновение?
– Оно приходит само. Вдохновение – это послание.
«Раскроется секрет,
Что мною кто-то пишет,
Пускай я не поэт –
Я рифму сердцем слышу»

Я не приписываю себе никаких званий. Некоторые говорят: «вот, мои ученики»…  В поэзии нет ни учителей, ни учеников – поэзия сама по себе. Стихи рождаются у каждого свои. В зависимости от понимания мира, от характера, доброты, злобы. Я считаю, что мне помогает Бог.

– Есть ли у Вас ориентир в большой литературе?
– Я очень люблю Лермонтова. Люблю его стиль, знаю много его произведений наизусть. Я привык к литературе русской. Я перечитал тысячи книг. Некоторые из них читал запоем, например, «Поднятую целину»  Шолохова, а вот «Тихий Дон» мне нравился меньше. Люблю русские сказки, до сих пор знаю их огромное множество. И сам пишу басни, даже книгу выпустил.

--------------------------------------------------------------
Изислав Лившиц (фото с сайта: irksib.ru)– Когда Вы находите время для творчества?
– Стихи я пишу в основном ночью. У меня даже есть об этом:
«Мне сны не успевают сниться –
Так короток мой сон,
А день так долго-долго длится,
Я в день влюблен, я в день влюблен…

Как часто время не хватает,
Когда бываешь одержим.
Ночей минуты посвящаешь
Стихам своим, стихам своим.

Рассвет встречаю рифмой строчек,
Где радость есть и есть беда,
Бросаю рукопись без точек
Не на всегда, не на всегда.

И я судьбу благодарю,
Что ночь – остаток дня.
Я лире тайны говорю:
Услышь меня, услышь меня.

Ночи бессонные ресницы,
Любуюсь вами и творю,
С зарею снова день родится,
Я ночь люблю, я ночь люблю…»


– Как супруга относится к тому, что Вы пишете стихи по ночам?
– Она первый слушатель моего нового стихотворения! Когда утром я ей читаю, она говорит хорошо это или плохо. Бывает так, что я ночью могу что-то написать, а утром мне уже кажется, что это не я писал. Я бы никогда не написал такого стихотворения, а оно во сне пришло, как будто моей рукой кто-то водил. Бывает и такое, что я просыпаюсь среди ночи... (Читает стихотворение «Сон»). Именно как приснилось, я так и записал, а утром прочитал – не я (улыбается).

– Откуда же столько энергии для творчества, для дел?
– Бог дает. Если кто-то дает, значит, я кому-то еще нужен на этой земле.

– А кто для Вас главный критик?
– Жена. Она первая читает мои стихи. Хотя если она скажет что что-то не так, я все равно не отступаю от написанного (улыбается). Я никогда не переделываю стихи – как было «продиктовано», так я и оставляю.
«Иные пробуют кричать,
Что есть талантливей, умнее.
Так просто стих критиковать,
Писать подобно не умея».


--------------------------------------------------------------
– Чем удивите своих слушателей 21 января?
– Я никогда еще не читал своих басен для зрителей. Может, в этот раз я добавлю несколько из них в свою программу. Есть и другая идея, так как 19 января мы празднуем Крещение Господне, то хотелось бы почитать более серьезные вещи. У меня много произведений написано о Боге. Кроме того, у меня есть посвящение маме, жене…Может быть, Сергей Панов исполнит несколько песен на мои стихи, музыку к которым написал композитор Леонид Бендер. Сейчас мы подбираем видеоряд к вечеру.

– В одном из интервью вы называете основными темами своих произведений «любовь к родине, радость жизни, протест против несправедливости». Что такое для Вас несправедливость?
– Это беззаконие. Я ненавижу, когда сильный бьет слабого.
 «Как часто некрасивый ненавидит красивого
За то, что он красив.
А нищенка врага в богатом видит,
Глаза в нелепой ярости скосив».

Когда больной ненавидит здорового за то, что тот здоров. Каждому свое отведено на земле. Для меня страшно, когда обижают слабых: бабушек, детей… И если судья недостаточно осудил этого человека, у меня это вызывает гнев. У нас всё продается-покупается. Сейчас, особенно, когда началась массовая коррупция. Все начинают брать, где только можно. Они не понимают, что с собой не унесешь и на все поколения не заработаешь. Каждое поколение должно само заработать, чтобы ценность этого знать.

--------------------------------------------------------------
– Кому сейчас Вы бы хотели посвятить стихотворение?
– Я уже посвящаю – Николаю Угоднику. Он дает здоровье людям, счастье, спасает от беды. Все его житие в стихотворной форме – 150 четверостиший. Я уже заканчиваю, и на будущий год выйдет альбом с иллюстрациями, такой же, как с поэмой о Казанской Божией Матери.
Знаете, что удивительно, ещё никто за историю православия поэму об иконе Казанской Божией Матери не писал. Написаны ее история, исследования об обретении, а исторической поэмы, оды не было. Но я не считаю это своим достижением, это мне послал Бог. Почему не писали раньше – я не знаю. Сколько мы не искали в интернете – нигде ничего подобного не было. И Николаю Угоднику никто поэмы не писал… А я написал 150 четверостиший – всю его историю от рождения и до похорон, как на Байкал пришел, как буряты пришли к православию. Я вчера писал завершение… «Придет время, когда все православие нашу Россию вторым Иерусалимом назовет…»
Думаю, что состоится серия таких поэтических работ. Это будет уже второй альбом. Может дальше будет поэма об Иннокентии Кульчицком. У меня уже есть исторический материал. Но, я не хочу замыкать все только на себе: Бог благословит, буду писать. Все зависит только от него!

--------------------------------------------------------------
Изислав Лившиц (фото с сайта: irksib.ru)– Почему в медицинской среде встречается так много талантливых творческих людей?
– Медицина – сама по себе творчество. Если творчески мыслить не будешь – больного не вылечишь. Это и психология, и глубокое мышление, это и поэзия, и лирика, и проза… А есть среди них ремесленники – они имеют диплом и больше ничего. Врач, в первую очередь, должен мыслить, как больному сделать хорошо. Лишний раз не «гонять», не облучать, не «пичкать» лекарствами. А потом у людей возникает недоверие, когда они походят по таким «специалистам», которые, кроме как аптеке, пользы никому не приносят.  Настоящий врач, к которому приводят, к примеру, ребенка, проанализирует сначала, чтобы не делать с ним ничего лишнего, не давать ему лишних лекарств. Он будет мыслить творчески! Я вообще считаю, что врачевание – это дар. Нельзя входить в медицину, чтобы числиться врачом и работать по шаблону.

– Вы заканчивали Иркутский медуниверситет?
– Конечно. Я вообще коренной иркутянин. Я уже нашел здесь шесть поколений, они все похоронены в Иркутске: и моя бабушка, и прабабушка и прапрабубушка… Они – местные буряты. Прабабушка вышла за польского повстанца Викентия Гумовского. Она родила ему семь детей, среди них была моя бабушка Анна Викентьевна Гумовская. Бурятка, но Гумовская. По второй линии – гураны и русские. Папа родился в Киеве – он еврей. Получается, у меня четыре Бога (улыбается)!
Я первый медик в огромной родове – шесть братьев было у отца. У бабушки внуков сейчас было бы сто человек, а правнуков…

--------------------------------------------------------------
– Для кого вы пишете, для каких людей?
– Я пишу не для всех. Кому-то даришь книгу и не знаешь, возьмет ли он ее в руки или на полку положит. Так и думает: «Ну, подарили, с автографом, буду хранить». Я пишу для тех, кто глубоко любит поэзию, кто глубоко мыслит.

– Можно измерить глубину мысли?
– Я не буду этого делать никогда, мне это не надо. Это задача читателей измерять мою поэзию, я не могу их всех охватить. Они должны оценить, что они читают. Если они не один раз возвращаются к книге, значит, я писал не зря. Если человек понимает мою поэзию – это здорово! Если нет, то значит или я не доработал, или он не понял. Я «не надеваю на себя корону». Если кто-то что-то не понял, то я не могу в него вложить свои мысли. Это надо быть мной, чтобы также думать. Но есть читатели, которые настолько глубоко понимают, что сами ко мне подходят и объясняют, что я хотел сказать. Много отзывов приходит, благодарностей. Некоторые пациенты говорят, что даже спать ложатся с моими книгами – они на ночь почитают, им спокойнее становится. Чем-то делюсь я с ними. Может, даю энергию какую-то, может, обращение к Богу и у них рождается…

--------------------------------------------------------------
– Откуда берется талант?
– Это Божий дар! Это феномен, который в людей заложен. Мы же говорим о наследственности, о генах. Где-то существует что-то, чем мы закодированы. Судьба существует, и у каждого она своя.
Родители мои – простые люди, из рабочих, долгожители. Папа вернулся инвалидом с войны, маме я помогал по ночам хлеб разгружать, надо было хоть как-то зарабатывать, одеваться было не во что… А я стал врачом. Дети мои не пошли в медицину. У каждого свой путь.

– Что такое для Вас любовь?
– Это чувство, оно не оценивается. Это философское понятие. Можно сказать красивыми словами, обозначить чувствами, но что это такое я вам сказать не смогу и не знаю того, кто скажет. Это такой Божий дар, когда человек может любить. Ведь это дано не каждому. Любовь это то, что нужно испытать временем, надежностью, преданностью, верностью, добротой. Я познакомился с женой в 65-м году, с ней 47 лет вместе. Я очень сильно полюбил ее и до сих пор люблю! Она – моя жена. Она – моё. Мне Бог ее послал.
«Тебе Бог ее дал,
Ты к ней сердцем проник
И поэтому счастлив судьбою…»


--------------------------------------------------------------
– Что бы Вы пожелали иркутянам на Новый год?
– Чтобы у них у всех было доброе сердце! Чтобы они обязательно любили. Любили не только своих близких, а жизнь, людей. И чем добрее и шире будет их любовь друг к другу, тем прекраснее будет наша жизнь. Не будет оскорблений, унижений, насилия. Будет просто доброта, а это самое светлое чувство, которое Бог мог послать на землю. И хоть зло и добро будут в вечном споре, я хочу, чтобы добро всегда побеждало.


Фото из архива Изислава Лившица и с сайта irksib.ru

 

Автор: 
Беседовала Дарья Андреева
19.12.2012