Будь в курсе
событий театра

Интервью-проект «Людям о людях». Маргарита Подкорытова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Разговор об абсолютном счастье и поиске призвания с Маргаритой Подкорытовой, руководителем Молодежного театрального движения.

Нигде толком нет информации о Вас. Откуда Вы такая появились?

Я иркутянка, родилась в Иркутске. И родители мои родились в Иркутске. Поэтому с самого начала и особенно сейчас - это мой город, и мне всегда хотелось быть здесь. Даже, наверное, не сибирячка, а именно иркутянка. 

Я окончила технический вуз, правда, гуманитарный факультет по кафедре (специальности) социологии.

Наверное, в 6 классе мы с моей подругой пошли в театральную студию при школе. Мы просто занимались, у нас были спектакли, которые показывали только в школе, но уже тогда формировали особую атмосферу, оттуда моя любовь к творчеству. В классе 10-м, в школе № 62, к нам пришла Валентина Семеновна Просекина - режиссер Народного театра «Диалог». И с нее у меня началось более серьезное, осознанное отношение к театру.

Молодежное театральное движение... с чего всё началось?

Я училась на 2-м курсе, у нас прошел первый Городской фестиваль молодежных любительских театров. Оказалось, что в Иркутске есть разные любительские театры, и они друг про друга практически ничего не знают. Мы помогали, были волонтерами, проводили мероприятия. Помню, Анатолий Андреевич (Стрельцов - директор драмтеатра - прим. ред.) все переживал, что молодежь ходит по набережной и пьет пиво. И мы ходили по бульвару Гагарина, предлагали борщ всем. Еще что-то против курения было. 

Так начались разные мероприятия. У молодежного движения есть основные проекты: фестиваль «Алые паруса», «Звучащее слово». И постоянно что-то придумываем. Так я попала сюда (в театр - прим. ред.), потом стала здесь работать. Это единственное место, где я работала, больше нигде никогда не работала. Театр - это такое пространство, которое ты в какой-то момент перестаешь воспринимать как работу. Говорят же, если полюбил свою работу, ты перестал работать. Работать, конечно, приходится, но воспринимается по-другому.

В этом году вы открыли третий сезон Молодежного творческого центра при драмтеатре, который является одним из проектов Молодежного театрального движения. Но в целом, что оно из себя представляет?

Изначально это было задумано как организация, которая будет обновляться и дополняться новыми проектами. Приходят новые участники. Кто начинал 10 лет назад, у них семьи, многие живут уже не в Иркутске, - приходят как зрители. Постоянно появляются новые люди, а это всегда новые идеи, новые планы. Так постепенно у нас появлялись проекты. Один из них - «Театралы - детям»: показываем спектакли в детских домах и домах ребенка. Сейчас у нас пройдет театральный фестиваль «Оскар-шоу», уже поступили заявки от 10-ти детских домов, здесь будет условное жюри, но для них это важно. Радостно, что из чего-то маленького, если есть желание, силы, хорошая упертость, вырастает что-то большое.

Как в ваше молодежное движение попадают люди? Сами приходят или вербуете?

Какой-то системы нет. Мы вербуем, но своими способами. Любое дело ты делаешь хорошо, когда сам его выбрал, принял. Есть такое понятие «культпоход», когда класс вывели, 80% не были настроены, но они смотрят. 

Есть актив МТД - человек 10 - 12, которые реализуют программу. Есть пассивный актив, который привлекается на большие мероприятия, это человек 50. А есть все участники - их по области больше тысячи человек, которые когда-то принимали участие в наших проектах. В основном участники появляются из любительских театров, плюс участники отдельных проектов, которые влились и начали приходить на другие мероприятия.

Есть ребята, которые никак не связаны с театром, например, журналисты, дизайнеры, фотографы, с которыми мы тоже сотрудничаем и они постепенно формируют свое отношение к театру и становятся его зрителями. По-разному получается, но мало кто остается в этом активе, способен посвящать время и силы достаточно долгий промежуток времени. Есть такой момент: как только прекратится деятельность, прекратятся проекты, люди перестанут приходить. 

Чем удерживаете?

Сейчас у нас есть работники театра, которые занимаются молодежным движением, но в основном это также ребята, которые, кроме морального удовлетворения и внутреннего счастья, от этого ничего не получают. 

У нас областное движение. Есть проект «Каникулы с охлопковцами», когда мы выезжаем в отдаленные районы Иркутской области, имеющие ограниченный доступ к культурному ресурсу. Привозим к ним, например, концерт Филармонии, представителей Союза писателей или Союза художников, проводим мастер-классы, у нас идут игровые тренинги и обучающие программы. У них появляется представление, чем, может быть, им хотелось бы заниматься: есть музыка, живопись, театр, кино. Мы даем, конечно, небольшое обозрение того, что есть, но они, по крайней мере, представляют, что этот мир существует. 

Есть очень важный проект «Диалог - театр - вуз», потому что театр - единство зрителя и актера: если зрителя нет, то это все не имеет никакого смысла. И актерам важно чувствовать не только эмоциональный отклик зала, но еще и порой поразмышлять вместе со своим зрителем. Со старшеклассниками проводим обсуждения, приглашаем актеров, режиссеров, где мы стараемся говорить о теме спектакля, о важных идеях раскрытых в нём. Это еще и такое самообразование актера, влияющее на то, что он потом создает на сцене.

Получается всепоглощающая благотворительность.

Это стратегическая политика театра и нашей организации. Мы формируем пространство. Мы работаем, в основном, через молодежь, хотя у нас есть проекты для взрослых людей, в том числе с народной школой пединститута ИГУ. Мы имеем свой нематериальный интерес: эта молодежь формирует будущее Иркутска, области, страны. Правильно, что театр осознает свою миссию, что это не просто увеселительное учреждение. Это место, где человек учится думать, где трудится его душа.

В одной из соцсетей я встретила комментарий: «Даже в незнакомой обстановке Маргарита всегда сможет сориентироваться и помочь любому, ненавязчиво взяв на себя роль старшей сестры и наставника». Эта «роль старшей сестры» - какая-то потребность, девиз по жизни? 

Трудно любить людей, особенно тех, кто близко. И здесь, наверное, моя внутренняя отработка принимать разных людей, потому что в творческих объединениях они очень разные, необычные. Часто бывает, что к нам приходят математики, физики, программисты, которым не хватает эмоционального общения. Они совсем другие. И из этого разрозненного коллектива создаются рабочие группы, а потом мы становимся друзьями. Человек идет в любительский театр не для того, чтобы стать актером, он идет за атмосферой, обстановкой, возможностью развиваться. Я думаю, что их основная цель - не спектакль, а процесс, который ты проходишь на пути к премьере. 

Когда приходят новые люди, хочется, чтобы им было комфортно. У тебя есть опыт, представление, а они приходят с «мы хотим, но не знаем, что делать». У молодых людей хрустальное начало, очень много идей, но мало опыта. Мне кажется, что первична идея, энтузиазм, и здесь важно ненавязчиво направить, потому что идеи бывают очень разными. Концепция подвижна, она меняется, но есть основные цели и задачи. 


Вы могли бы назвать себя счастливым человеком?

Мне кажется, счастье - это момент. Да, в целом абсолютно счастливым могу назвать. Но его трудно ощущать постоянно, ты все равно выпадаешь. Озарение, моменты счастья, когда ты смотришь на мир открытым, распахнутым... но жизнь она чередуется. Понятийный аппарат - что такое «любовь», что такое «счастье» - каждый сам для себя интерпретирует. Если кто-то говорит «Я не счастлив», это тоже какое-то лукавство, тут надо разобраться. 

Бывает момент, когда тяжело, что-то не получается. Но при этом с детства у меня ощущение, что все как-то хорошо, причем это независимо от тебя, просто ты вписан в это мировое «хорошо». В нас растет то, что мы кормим. В последнее время замечаю, деятельность активная, проектов очень много, от этого бега созерцание уходит, и труднее бывает. Иногда надо просто останавливаться. Какие-то основные вещи - очень простые, которые тебе дают счастье. Это то, что ты жив, что твои близкие рядом, у них все хорошо.

И всё-таки чего Вам не хватает для полного счастья?

Всего хватает. Наверное, у меня сейчас такой период в жизни. По-женски очень важно отдавать. Это такое предназначение как любить, ухаживать. И если материализован объект, кому ты можешь это отдавать, тебе чуть проще быть счастливым. Эти понятия - «счастье», «любовь», «благодарность» - как-то похожи, где-то рядом. 
 
Вы всю сознательную жизнь провели в театре. Кем Вы видите себя в дальнейшем? Или только театр?

Вот интересно! Я ощущаю себя в театре, но я не очень связана с этим творческим процессом. Для многих театр - это сцена, актеры. Для меня театр - это совершенно другое, это какие-то организационные мероприятия, встречи, обсуждения. Я, когда прихожу на спектакли, думаю: «Вот, наконец-то, я в театр пришла». Я работаю в одном из самых красивых зданий Восточной Сибири, но не замечаю этого, когда иду на работу. И в выходной, если иду мимо театра, думаю: «Красивый!».

Я поняла, что могу делать: когда у тебя появляется идея в голове, ты не можешь ее не реализовать, потому что она внутри тебя. Когда ты ее воплотила, смотришь, как она развернулась, видишь результат. Периодически получается, периодически не получается. Это может быть фестиваль, другое мероприятие, может быть мероприятие, которое провели другие люди, но ты в нем поучаствовал. И мне кажется, эта социокультурная проектная деятельность - это то, чем я буду заниматься. Есть широкая специализация, ты можешь много всего узнавать, но если вглубь копаешь, ты становишься профессиональнее и эффективнее. Мне сейчас хочется быть полезной именно в театре, опыт какой-то накоплен, я только сейчас начинаю понимать, что могу делать, у меня команда, которая может это делать. У меня нет планов что-то менять, но хотелось бы, чтобы появлялось больше возможностей. 

Каких?

От денег почти ничего не зависит, но от умения привлечь денежный ресурс зависит масштабность проекта. Хочется развиваться, чтобы люди повернулись к театру. Без помощи партнеров мало что получится. Иркутск всегда был городом меценатов, купцов, театр тоже был построен на деньги купцов и горожан. Хочется, чтобы больше людей об этом узнавали и имели возможность к этому прикоснуться. Это не значит, что все люди срочно должны прийти в любительский театр или стать зрителями. Пространство формируется сейчас не только драмтеатром. Очень большая работа сейчас ведется в Доме кино, Художественном музее и Усадьбе Сукачева, других учреждениях культуры города и области, и в Иркутске формируется очень интересное культурное пространство.

У нас в городе более 300 сообществ: культурных, национальных, благотворительных, зоозащитников. Начинает происходить синергия, очень много людей делают не потому что им сказали, не потому что им платят деньги, а потому что они понимают, что они любят это и хотят это делать. Мне хочется объединяться, еще многое можно сделать. Хочется, чтобы в Иркутске было хорошо, чтобы дети мои потом росли и радовались. Мне грустно, когда из Иркутска уезжают, но радуют проекты, когда рассказывают, что Иркутск - город для жизни. 

У Вас были, а может и есть, нереализованные детские мечты?

Да! Много. 

Как Вы с этим живете?

Я живу! Пытаюсь (смеется).

Никогда у меня не было такого: «Я хочу стать... парашютистом или актером, поваром». Никогда не концентрировалась так. 

Мне хотелось и хочется, я пытаюсь иногда это реализовывать - путешествовать. Я несколько раз ездила в далекие поездки и поняла, что ты меняешься, приезжаешь настолько сильным и обогащенным, столько у тебя возможностей. 

В последнее время часто думаю, прочитала, есть такой эффект обзора, когда люди видят планету со стороны. Например, космонавты. У них меняется ощущение, они понимают, что наша планета - очень маленькое пространство, мы все на нем живем. И проблемы уже надо решать совершенно другого масштаба.

Когда мне Вас рекомендовали в качестве гостя для беседы, обозначили, что Вы излучаете позитив. Вы сама себя позитивным человеком оцениваете?

Я смеюсь, да. Мама у меня такая серьезная, а папа тоже все время смеется. Мне кажется, это все из детства. Мне повезло, родители меня так вырастили, у меня было радостное детство, ощущение, что мир по-хорошему принимает меня. И люди мне всегда радостные встречались, с ними сложно не радоваться. Мне так легче жить, не знаю - хорошо это или плохо. 

А нерадостно в какие моменты?

Утром (смеется).

Автор: 
Иванна Обухович
07.11.2016