«Играю, живу, и что такого?»
Разработка сайта:ALS-studio
Заслуженный артист России Александр Ильин отмечает юбилей
Родился и вырос артист Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова Александр Ильин в предместье Рабочее. После восьмого класса, в пятнадцать лет красивый синеглазый мальчик пришёл поступать в Иркутское театральное училище, успешно сдал экзамены и начал увлечённо изучать актёрскую профессию. Не всё понимал, для многого не хватало жизненного опыта: бок о бок с будущим артистом драмы делали этюды, выступали уже взрослые ребята, кто после университета, а кто и после армии. Но Саша Ильин старался, тянулся и трудился изо всех сил. А иначе и нельзя было – правило «четырёх Т», о котором рассказали ему замечательные педагоги Борис Райкин и Людмила Темиряева, Александр Витальевич запомнил на всю жизнь. Правило, которое применимо к любой сфере деятельности: труд – терпение – талант – темперамент.
В 1979 году юный артист получил диплом, и с Федотика в «Трёх сёстрах» Антона Чехова началось его служение искусству на сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова. Незабываемой для молодёжи восьмидесятых годов стала роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Александр Ильин воплощал в этом образе классическое представление о романтическом герое, чьи поступки и переживания перекликались с ожиданиями зрителей. Его Ромео был храбрым аристократом, нежным возлюбленным, способным на великое проявление великого чувства. Природная красота, яркий драматический талант, изящество и искренняя вера в силу всего прекрасного помогали ему в течение восьми сезонов с блеском исполнять эту роль. В 90-годы Александр Витальевич играл герцога Веронского, сегодня же в третьей версии знаменитой пьесы Шекспира артист выходит в образе брата Лоренцо.
То же ощущение жизни легло в основу работы над другим спектаклем – с ролью оленёнка Бэмби по одноимённой книге Феликса Зальтена. В конце восьмидесятых бешеной популярностью пользовалась постановка «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской, именно в ней Александр Ильин сыграл своего первого негодяя. Циничному и уверенному в себе Володе нравилось руководить людьми, управлять ситуацией. Он получал огромное удовольствие, совершая подлость, ощущал своё превосходство, ломая человеческую судьбу, издеваясь над честностью, добротой, достоинством. Непривычный образ всегда интересен творческим поиском, без которого Александр Витальевич не может работать и сейчас. Эксперимент, необычные условия игры, каждый новый герой вдохновляют и увлекают артиста. Спектакль шёл всего один сезон, партийное руководство быстро сняло неугодную постановку из-за небывалого общественного резонанса. Володя Ильина олицетворял новый тип человека грядущих времён, был предвестником наглости и беспринципности, которые стали править в стране в 90-е годы. Для зрителей эта история стала шоком – раньше о таком со сцены театра не говорили. После спектакля зал долго не расходился, все хотели обсудить увиденное.
Судьба постоянно связывала артиста с классикой. В 1993-м он был занят в роли Епиходова в «Вишнёвом саду» Антона Чехова. А с 2007 года – в «Снах Ермолая Лопахина», постановке Геннадия Шапошникова по тому же произведению. Только на этот раз ему досталась роль Гаева, большого ребёнка, живущего в иллюзиях. Он будто лёгкая пушинка в этом мире: дунешь, и не останется ни следа, ни памяти.
В триллере «Необыкновенные крысы неестественной величины» по «Ревизору» Николая Гоголя зритель видел Александра Ильина в образе Городничего. Динамика развития характера его героя шла в ритме действия спектакля. В начале истории Городничий встревожен странным предчувствием: плечи подняты, голова наклонена вбок. Прислушивается. К себе ли, к залу ли, который видит его насквозь и потому внушает страх, а может, к тем, кто (как ему кажется) стоит над ним. Давит на него странное ощущение, что крысы, размером больше него самого, придут, загрызут, уничтожат.
С каким мастерством была сделана небольшая роль Профессора-француза в «Соловьиной ночи» Валентина Ежова! Маленький человек, попавший под перекрёстный огонь воюющих, безмерно уставший, смирившийся, осознающий себя крошечным насекомым, которого в любой момент могут затоптать проходящие мимо солдаты. Робкие, мелкие жесты и глаза… глаза, которые видели слишком много.
Музыка в спектакле «Гамлет»
Уильяма Шекспира будто преследует персонажей, продолжающих играть свои роли. «Ещё один герой, очередное бездумное преступление…» – настойчиво звучит «Show must go on» группы «Queen». Клавдий Александра Ильина несчастный человек, глубоко страдающий от тяжести страшного греха – убийства брата. Он искренен только наедине с самим собой. Представление о благе народа и любовь к Гертруде толкнули его на преступление, но за первым шагом неизбежно последует второй… и «сердце разбито, грим испорчен, но я продолжаю улыбаться…».
Роли в спектаклях «Старший сын», «Я – Жанна Орлеанская», «Женитьба», «Тёмный лёд», «Характеры», «Орфей и Эвридика», «Закат», «Халам-Бунду» – Александр Ильин является ведущим артистом Иркутского академического театра. В 2011 году ему было присвоено почётное звание заслуженного артиста России. Сегодня Александр Витальевич, спеша на репетицию, кинет на вас взгляд с хитринкой, будто спрашивая: «Зачем наводите лишнюю суету? Ну, играю, живу, и что такого?» Играйте, играйте, Александр Витальевич. А мы будем смотреть и размышлять. С юбилеем вас!
Фото: Анатолий Бызов