Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Игра или реальность: Что ждет зрителей на спектакле «Гамлет» в Драмтеатре Иркутска

Версия для печатиВерсия для печати

Рецензию на спектакль публикует ИА IrkutskMedia.

Премьера спектакля «Гамлет» на сцене Иркутского академического драматического театра состоялась в мае 2009 года. За 6,5 лет постановку посмотрели несколько тысяч зрителей. При этом интерес к «Гамлету» не угасает. Рецензию Виталия Миля на спектакль публикует ИА IrkutskMedia.


«Гамлет» – одна из самых известных трагических пьес Шекспира, не один век будоражащая мир и не сходящая с театральных подмостков, на протяжении семи лет влечет иркутского зрителя в академический театр.


Спектакль иркутской драмы необычен тем, что зрители сидят на сцене с двух сторон, а между ними в узком коридоре разворачивается действие. Таким образом артист устанавливает особый контакт с залом, дает ему возможность не просто увидеть и услышать, но и почувствовать себя причастным к происходящему.


Гамлета играет артист Василий Конев. Его герой эмоционален: крик, направленный в толпу, резкие перепады настроения, показное высокомерие, а внутри душевные муки и терзания производят захватывающее впечатление. Хочется отметить сцену его ссоры с Гертрудой (артистка Марина Елина). Актеры сыграли настолько правдоподобно, что зритель не понимает, где игра, а где реальность, и оттого становится еще более жутко.


Роль Лаэрта исполнил артист Алексей Орлов (I). После известия о смерти близких он становится похожим на Гамлета, потерявшего отца, но в отличие от принца ни секунды не сомневается в своем решении мстить. Хочется отметить сильную до крика, до истерики эмоциональную подачу актера в сцене известия о гибели Офелии.


Актриса Татьяна Самойлова сыграла дочь Полония беспечной, веселой и влюбленной девушкой c трагичной судьбой: наивная Офелия пребывала в мечтах, пела, радовалась жизни, но, впервые столкнувшись с предательством и жестокостью, ее по-детски незащищенный внутренний мир рухнул – она сошла с ума.


В образе Клавдия, человека, совершившего братоубийство с целью получить трон и любимую женщину, на сцену выходит заслуженный артист России Александр Ильин. Он, считавший, что совершает благо во имя любви и общества, в первой половине спектакля задумывается о самоубийстве из-за мук совести и сомнений в верности своего поступка. Желая добра, счастья своему народу и себе самому, он совершает преступление, после кается, но исправить уже ничего не может и продолжает идти по заданной траектории, надев маску добропорядочного человека.


Несмотря на трагичность спектакля, в нем нашлось место веселым и озорным моментам. Неожиданно на сцене появляются персонажи из итальянской комедии Дель-арте – Арлекин, Коломбина и Панталоне (актеры Дмитрий Акимов и Алексей Орлов (II), заслуженный артист России Александр Булдаков). Хотя выступали клоуны всего 10 минут, они успели рассмешить и раззадорить почти каждого из присутствующих в зале.


В начале спектакля зритель может видеть, что костюмы многих персонажей порваны, а по ходу действия артисты выходят в других, уже целых одеждах. Здесь есть некая параллель между сюжетом и уверенностью героев в своем выборе, чувством их духовной целостности: по мере приобретения этого ощущения они появляются на сцене в новых одеяниях.


В постановке используются только необходимые атрибуты: роскошные кресла, говорящие о финансовом положении их владельцев; красная дорожка, символизирующая власть. Есть и то, что присуще нашему времени: экран, где показываются отдельные эпизоды, дополняющие сцены спектакля; воспоминания героев, их сны, прошлое и будущее (к сожалению, эта идея кажется не очень удачной); защитная сетка, спускающаяся во время фехтования; кафедра, с которой обращаются к народу высокопоставленные персоны. Все это как набросок, как штрихи, предложение зрителю самому дорисовать общую картину. Режиссер спектакля Геннадий Шапошников хочет показать, что время и место действия не имеют большого значения, что проблема нравственного выбора человека остается вечной и никогда не будет решена до конца.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Виталий Миля
12.02.2016