Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Идиот?

Версия для печатиВерсия для печати
Иркутский академический театр им. Н.П. Охлопкова славится своей особенной любовью к Достоевскому. В этом сезоне зрители могут посетить спектакли по его романам «Игрок», «Братья Карамазовы» и «Идиот». Речь пойдет о постановке «Идиот», режиссером которой выступил Геннадий Шапошников.
 
Трагизм случайного знакомства
 
Особенность и сложность произведений Достоевского заключается в том, что основной сюжет зачастую выступает фоном для раскрытия образов героев, судьба и жизнь которых тяжела и трагична. Для писателя главное — глубокий психологизм, анализ мышления персонажа, развитие характера героя через конфликт. Именно поэтому на сцене театра такое произведение, как «Идиот», воспринимается сложно. Какая-то часть зрителей покидает зал после первого акта, но для остальных спектакль пойдет на одном дыхании.
 
В Петербург после четырехлетнего пребывания за границей возвращается князь Лев Мышкин (артист Сергей Дубянский). Пытаясь излечиться от падучей и не преуспев в этом, он едет в Россию к своей дальней родственнице генеральше Епанчиной (артистка Виктория Инадворская). В поезде он знакомится с Парфеном Рогожиным (артист Дмитрий Акимов, артист Антон Залетин), который едет в Петербург за получением миллионного наследства. Это случайное знакомство втягивает князя Мышкина в пучину трагических событий. В разговоре с Рогожиным он впервые узнает о Настасье Филипповне (артистка Екатерина Константинова). 
 
По страницам несчастной любви
 
Князь Мышкин и Настасья Филипповна — два персонажа, два противоположных полюса, которым так и не суждено стать единым целым. Они словно находятся на неустойчивой границе между здравым смыслом и помешательством.
 
Князь Мышкин — образ положительно прекрасного человека, искреннего и доброго, наивного и чистого. Именно таким он предстает перед зрителями благодаря игре актера Сергея Дубянского. Из-за своей наивности и неподдельного желания помочь и спасти каждого человека князь часто бывает смешон и глуп, за что окружающие называют его идиотом.
 
Настасья Филипповна — несчастная, выгоревшая изнутри девушка. Она горда, зла, страстна, невероятно красива и, кажется, не верит больше в искренность людей. От безвыходности положения она изматывает душу. Столкнувшись с пороком и злом, Настасья Филипповна презирает себя и не позволяет быть счастливой с единственным человеком, кто смог разглядеть за маской притворства и смеха ее настоящую, — с князем.
 
Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны нельзя назвать счастливыми. Она постоянно терзаема призраками прошлого — на сцене словно мираж появляется маленькая Настенька (Настя Догадина, Олеся Сокольникова). Чувствуется, как сложно Настасье Филипповне все отпустить и начать жизнь заново.
 
Князь, в силу своей природы, любит Настасью Филипповну только жалостливой и сочувствующей любовью, а она не может себе позволить опорочить его. Безумная Настасья верит, что не имеет права на счастье и должна лишь страдать. Поэтому бросается к Рогожину, который для нее хуже смерти.
 
Парфен Рогожин в исполнении артиста Дмитрия Акимова органично вышел из-под пера Достоевского. Первое определение, которое приходит на ум, стоит только взглянуть на него, — безумец. В нем горит и бушует дикое пламя. После первого разговора Рогожина с князем о Настасье Филипповне становится ясно: в конце истории Парфен убьет ее. Как молчаливый намек — кровать, прикрытая вуалью, где в финале будет лежать тело убитой Настасьи.
 
Понять и простить
 
По замыслу сценографа, заслуженного деятеля искусств России Александра Плинта на сцене не происходит смена декораций. Разные локации спектакля оформлены абсолютно одинаково, будь то Петербург или дачный поселок, дом Епанчиных или Иволгиных, Рогожина или Настасьи Филипповны. Это говорит о том, что сюжет и декорации – лишь фон, главное здесь — внутренний мир персонажей.
 
Интересно показана дружба Рогожина и князя, которая, так быстро начавшись, в скором времени становится невозможной. Там, где есть соперничество и ревность к женщине, нет места приятельским отношениям. Особенно выделяются в спектакле две сцены.
 
Первая — попытка Рогожина убить князя. Пространство сцены разделено пополам полупрозрачным полотном. Когда князь Мышкин возвращается к себе в отель, на полотно проецируется видеоряд закручивающейся по спирали лестницы. Этот прием позволяет зрителю почувствовать предприпадническое состояние Мышкина. Именно в этот момент откуда-то извне на него выскакивает Рогожин с ножом. Яркая вспышка озаряет погруженный в темноту зал, и князь падает на пол в сильном припадке падучей, а зрители не в силах удержаться от вскриков.
 
Вторая сцена — финал спектакля. Князь приходит к Рогожину и узнает, что Настасья Филипповна уже мертва от руки Парфена. Князь и Рогожин находятся в сильнейшем нервном возбуждении, предвосхищающем скорую падучую первого и мозговую горячку второго. Оба снимают верхнюю одежду и ложатся рядом на пол, что символизирует прощение Рогожина князем. Мышкин с самого начала знал, что этим все закончится, понял и простил Рогожина.
 
Небесный ангел, шут и другие
 
Аглая Епанчина в исполнении актрисы Анны Дружининой — нежная,  юная, дерзкая, смешливая и резкая. Ее острый язык и максимализм могут запросто обидеть и князя, и ее добрую мать Елизавету Прокофьевну. Настасья Филипповна и Аглая очень схожи в своей гордости и прямолинейности. Ни одна из них не хочет уступать другой князя, хотя сначала Настасья была очарована Аглаей и называла ее «небесным ангелом», желая ей с Мышкиным безмерного счастья.
 
Генерал Иволгин (заслуженный артист России Игорь Чирва) — давно пристрастившийся к алкоголю человек в годах. Все свое время он проводит в воспоминаниях о былых заслугах и подвигах, и уже сам не может отделить выдумку от правды. У зрителя его детское желание внимания вызывает грусть и сочувствие как к нему, так и к членам его семьи — сыну Гаврилу Ардалионовичу (артист Глеб Ворошилов), дочери Варваре (артистка Анастасия Пушилина) и жене Нине Александровне (артистка Марина Елина).
 
Роль взбалмошного «шута» Фердыщенко прекрасно исполняет артист Алексей Орлов (I). Его ужимки и кривляния вызывают у зрителя и смех, и раздражение, и негодование. Сцена, где он предлагает гостям на вечере у Настасьи Филипповны сыграть в «пети-жо» на самую порочащую историю из жизни человека, помогает лучше раскрыть и узнать героев.
 
Проплывая под нами…
 
Спектакль прекрасно дополняет и глубже раскрывает роман Достоевского. В финальной сцене князь Мышкин стоит на фоне полотна, на котором проекция Петербурга. Город грязно-желтого цвета медленно проплывает под Мышкиным, заполняя собой все пространство. Здесь Петербург не просто город, а живой организм, полноправный персонаж и герой произведения. Князь пролетает над ним в позе распятого Христа. Он возносится на небо, но не умирает физически — тело его еще будет жить, а вот разум навсегда поврежден из-за падучей болезни и сильнейших эмоциональных потрясений.
Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Мира Сатина
25.04.2017