Будь в курсе
событий театра

«Хорошо вспомнить о таком человеке и тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл…»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Катится, катится по дороге, покачиваясь из стороны в сторону небольшая бричка, в которой сидят двое: знаменитый писатель Чехов и его случайный и нечаянный попутчик по путешествию по фамилии Шмидт. Едут, разговаривают, посматривают по сторонам. Проходит час-другой изнурительного пути...

«Вдруг впереди, вдалеке, замаячит молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная Бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, под мерное покачивание брички, вспоминается молодость, в душе расцветают неведомые силы и страстная жажда жизни…»

 

С этого ароматного, лёгкого, по-русски задумчиво-грустного рассказа о путешествии Антона Павловича Чехова на Сахалин начал 15 июня свою встречу с читателями известный историк литературы, филолог, автор литературного проекта «Без глянца» Павел Фокин.

Кажется, зал замер, и в полнейшей тишине слушал его рассказ о поездке Чехова.

Павел умеет рассказывать. Владея в совершенстве материалом, имея очень приятный, располагающий, доверительный голосовой тембр, он увлекает слушателя и ведёт за собой по тем дорогам, по которым проходил Чехов, которые, мысленно, прошёл он сам и теперь увлекает в это путешествие своих слушателей, которые пришли в драматический театр. Было ощущение, что он, как третий ездок, сидел в той же бричке с Чеховым и его попутчиком, вдыхал тот же степной или сибирский воздух, ночевал в придорожных гостиницах и отелях уездных городов, гулял по берегу Ангары в Иркутске и остался очень доволен городом, мылся в бане, наносил визиты здешним чиновникам...

Так, во всех подробностях, он рассказывал о всех дорожных приключениях и впечатлениях Антона Павловича, с документальной точностью подмечая даже самое незначительное.

Сколько же нужно было прочесть мемуарной литературы, воспоминаний современников, дневников, писем, документов, биографических материалов, изучив события творческой, общественной и частной жизни писателя, пропустив их через себя, через своё сердце, вдохнув в них своё тепло, огонь души, свой талант, интеллект и знания. Только после этого, наверное, могут получаться по-настоящему интересные, яркие книги, от которых читатель не может оторваться. Таков и проект Павла Фокина «Без глянца», фрагменты из которого он нам рассказал, а в частности, так интересно и увлекательно поведал о судьбе великого Антона Павловича, что мы смогли увидеть и почувствовать его просто по-человечески, с новой, неожиданной стороны.

 

«Жизнь Чехова была соткана из противоречий, - продолжает Павел Фокин, - он был великим жизнелюбом, но был обречен угасать от изнурительной болезни. Мечтал написать роман — и всю жизнь сочинял рассказы и повести. К театру относился с нескрываемым скепсисом, но стал выдающимся драматургом. Трудоголик, который более всего на свете любил праздность. Совершил путешествие вокруг света, одолел Сибирь, Дальний Восток, Тихий и Индийский океаны, поднялся на Везувий и исследовал парижское дно, чтобы через год на несколько лет осесть в деревне, «где всё в миниатюре». Рассчитывал обрести в ней покой для уединенного творчества, но очень скоро превратился в уездного доктора, живущего в ежедневных разъездах. Лечил неохотно, но эффективно.

Понимал толк в еде, здоровье же требовало диеты. С женой предполагал жить раздельно, а когда, наконец, связал себя узами брака, тяготился постоянными разлуками. Даже предсмертные слова ему пришлось говорить на немецком, на котором он читал, но изъяснялся с трудом. И обо всех этих парадоксах чеховской судьбы можно ещё долго и долго говорить…»

 

Но вот и второй Литературный вечер завершился.

Зал долго не отпускал писателя, который так интересно и неординарно рассказал об одном из величайших драматургов мира, и каждый, может быть, открыл для себя нового Чехова, взглянул на него иными глазами, что-то взял для души из сказанного.

А бричка наша всё катится и катится, минуя неровности и ухабы на пути. Всё дальше и дальше… И что там, за поворотом…?

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Лора Тирон
15.06.2012