Громкие премьеры иркутского драмтеатра
Разработка сайта:ALS-studio
Сезон Иркутского драматического театра закроется пьесой Шекспира «Макбет».
В драмтеатре последняя премьера этого сезона — «Макбет».
Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова, без сомнения, является абсолютным рекордсменом среди всех театральных коллективов города и области. Во-первых, потому что закрывает сезон позже всех, а во-вторых, единственный из всех умудрился с осени прошлого года выпустить больше десятка новых постановок. О наиболее интересных из них — в нашем обзоре.
Начнем с конца. За два дня до окончания сезона драмтеатр выпускает очередную премьеру. Одну из самых известных пьес Шекспира на большой сцене ставит заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валерий Анисенко. 20 лет назад на родине драматурга он уже покорял публику Эдинбургского фестиваля своим «Макбетом», а теперь приглашен на постановку этого же материала в Иркутск. «Спектакль будет совершенно другим, – говорит режиссер. – Шекспир столь многогранен, что его можно открывать заново бесконечно. Посмотрите на сегодняшний мир — это сплошная борьба за власть, разными методами и, как правило, преступными. Мой спектакль о том, что безнаказанно это не проходит». Что получится у белорусского режиссера – можно будет увидеть уже на следующей неделе. Роль Макбета играет Иван Гущин, а образ жены главного героя достался Евгении Гайдуковой.
«Макбет», без сомнения, станет яркой точкой уходящего сезона, однако были и другие значимые спектакли. Так, в конце ноября прошлого года на большой сцене состоялась премьера «Идиота» в постановке главного режиссера драмтеатра Геннадия Шапошникова. Одноименный роман Федора Достоевского, разбитый на десяток ключевых сцен, показан зрителю как история чистой души, оказавшейся в безнравственной среде. Князь Мышкин (эту роль замечательно играет молодой артист Сергей Дубянский) здесь буквально «луч света в темном царстве»: где бы он ни появился – как будто высвечивается все дурное, что есть в людях. Между двумя этими полюсами оказывается мятущаяся душа Настасьи Филипповны (этот образ на разрыв воплощает на сцене Екатерина Константинова) – ее пытается спасти от грехопадения Мышкин. Как все помнят, безуспешно.
В начале марта состоялось еще одно событие в жизни Иркутского драмтеатра. Некогда легендарный спектакль «Поминальная молитва», неизменно собиравший полные залы в течение нескольких сезонов, спустя 18 лет вновь поставил заслуженный деятель искусств России барнаульский режиссер Олег Пермяков. Мизансценический рисунок и основные элементы оформления сцены он оставил прежними, а вот актерский состав почти полностью поменял. Старшее поколение зрителей иркутской драмы помнит, как блистательно играл роль Тевье-молочника народный артист РФ Виталий Венгер. Теперь за образ главы еврейского семейства, на чью долю выпали 33 несчастья, ответственен заслуженный артист России Степан Догадин. «Это история не только о евреях – она в целом о человеке, о его силе и стойкости, желании жить и отношениях с Богом», – говорит он. Сюжет «Поминальной молитвы» был написан Григорием Гориным по мотивам произведений Шолом-Алейхема и отчасти является переосмысленной библейской историей Иова.
В середине апреля на «другой сцене» театра, созданной специально для экспериментальных постановок, состоялась премьера спектакля «Король умирает» по одноименной пьесе Эжена Ионеско. Молодой омский режиссер Всеволод Гриневский, по его собственным словам, постарался сочинить на основе классической абсурдной пьесы «постапокалиптическую поэму» . Шесть героев прячутся в подземном бункере, за стенами которого с каждым часом разрушается государство: земли разорены, горы оседают, реки прорвали плотины и затопляют страну, а двадцатилетние юноши через два–три дня становятся шестидесятилетними стариками… На этом фоне королю (лучшая на сегодня роль заслуженного артиста Игоря Чирвы) остается жить чуть больше часа – ровно столько, сколько длится спектакль. Он всеми силами старается сопротивляться надвигающейся смерти, постепенно превращаясь в дикого зверя, а в это время, несмотря ни на что, плетется заговор по захвату власти. Режиссер, отталкиваясь от первоисточника, строит спектакль на парадоксах, создает на сцене атмосферу всеобщего безумия и вообще, можно сказать, сочиняет параллельную пьесу, со своим сюжетом. Это самый неординарный спектакль сезона.