Готическая премьера на охлопковской сцене
Разработка сайта:ALS-studio
Культовая пьеса, написанная американским драматургом Джеймсом Голдменом в 1966 году с явно шекспировским замахом, стала самым значительным явлением в его творчестве и ярким литературным событием двадцатого столетия. Интересно, что автор написал свою версию семейных разборок в доме легендарного английского короля практически в жанре, которого пятьдесят пять лет назад еще не значилось по определению, — в жанре альтернативной истории, что так популярен теперь.
Дело в том, что встречи многочисленного, раздираемого противоречиями семейства в замке Шинон на Рождество 1183 года, скорее всего, не было — по крайней мере, в хрониках Британии. Драматург смоделировал эту болезненную сходку.
Стареющий Генри II предвидит скорую перспективу ухода в небытие и торопится объявить наследника престола, которого хочет видеть только в младшем сыне-любимчике. Его опальная жена, десять лет заточенная в темницу, Алиенора Аквитанская, прочит в будущие короли старшего — Ричарда Львиное Сердце. Есть и средний королевич, рассчитывающий как при том, так и при другом брате взять на себя фактическое правление страной. Рядом лелеет свои мечты молодая любовница монарха Элис, назначенная в невесты его преемнику. Преследует свои далекоидущие цели и Филипп — юный король Франции, фактически оккупированной войсками Генри II. В тусклых лучах угрюмого Рождества перед нами сплетается клубок вражды и притязаний, где каждый каждого подозревает, подстерегает, искушает и соблазняет, атакует лестью, посулами, угрозами и шантажом.
Как непохожа эта постановка на другие спектакли заслуженного артиста России Геннадия Гущина, в которых зритель ценит и любит мягкую иронию, почти нежное отношение к героям и актерам!.. Сложная партитура пьесы Голдмена, кажется, совсем не в стилистике режиссерского почерка постановщика. Огнедышащий бульон страстей, которым клокочет текст драмы, на сцене поначалу почти застывает в нарочито сдержанной тональности первого акта. Все выглядит обыденным и даже затрапезным, пока мы не начинаем замечать, как тлеет в этой вязкой, туманной атмосфере нарастающая опасность подлинного трагизма.
Этот лабиринт эмоциональных ребусов поддерживает символическая сценография известного художника Виктора Никоненко. Окровавленная рука, закованная в рыцарские латы, здесь являет трон — оплот объединенного британского королевства. Власть, которую с таким исступлением делят претенденты, мечется по сцене пунцовым полотнищем. Сшибаются стремления и ультиматумы, отбрасывается все святое и человеческое, летят проклятия и упреки. А надо всей этой пигмейской комедией своеволий невозмутимо возвышается исполинская фигура героя дюреровской гравюры «Рыцарь, Дьявол и Смерть», постигшего всю тщету земных вожделений. И холодно, отстраненно смотрят в глубину полумрака горние лучи. Лучи далеких звезд.
«Небо лопается от звезд!» О них вспоминает старый король, вдруг осознавший, что в погоне за глобальными политическими целями потерял простой и ясный человеческий смысл жизни: любовь, семью, привязанность сыновей, тепло гнезда, которое обледенело от слез тех, кто еще так недавно в нем нуждался.
И все-таки любовь угасла не совсем… Главный источник этой неугасимой, неистовой, испепеляющей и непобедимой любви в пьесе — Алиенора. Актриса Марина Елина с удивительным достоинством и трепетом справилась с этой сложнейшей ролью. Избегая излишней драматизации, просто и безыскусно она проживает противоречивые состояния своей героини, рождающиеся живим откликом на поведение ее кумира и палача — Генри II.